18 ноября на базе Забайкальской краевой библиотеки имени Пушкина прошёл круглый стол «Литература и книжная индустрия Забайкалья: пути и возможности развития», в котором приняли участие представители министерства образования и министерства культуры Забайкалья, а также деятели культуры и науки. Одной из главных тем обсуждения стало возможное учреждение новой премии в области краеведческой литературы Забайкалья.
По словам инициаторов премии, в крае ряд авторитетных авторов (учёных, литераторов, журналистов, общественных деятелей) ведут большую научную работу по развитию краеведения. В результате их многолетней деятельности появляются издания, ценные для сохранения исторической памяти и продвижения краеведческих знаний. Периодически эти авторы направляют заявки в Минкультуры Забайкальского края на участие в конкурсе на присуждение премии губернатора в области литературы им. М.Е. Вишнякова и получают отказ из-за несоответствия жанра критериям премии. Напомним, выдвигаться на вишняковскую премию можно только с художественными произведениями.
В результате энтузиасты-исследователи не получают должного признания со стороны власти и общественности. Поэтому в качестве одного из механизмов поддержки предлагается рассмотреть учреждение отдельной региональной краеведческой премии под эгидой двух министерств – культуры и образования. Инициаторы считают, что это позволит повысить интерес к краеведению, закрепить уже имеющиеся достижения, вовлечь в процесс множество участников.
Пройдёмся по нескольким пунктам из положения о премии, которые поддержало большинство участников круглого стола.
Премия будет присуждаться ежегодно одному автору или одной группе авторов, организации, ставшими победителями конкурса на соискание премии. На конкурс будут приниматься научно-популярные издания краеведческого характера, имеющие законченный издательский вид разного формата (книга, альбом, журнал, атлас и другие). По ориентации на читателя книга может быть массового, молодёжного направления, для детей и юношества. При подведении итогов конкурса будет учитываться высокий уровень оформления книги и характер полиграфического исполнения. Издание должно быть опубликовано не ранее чем за год до объявления конкурса. А, ну и материться в книжках нельзя будет.
И, главное, лауреату премии будет вручаться денежная премия в размере 200 тысяч рублей и диплом. Возможно, ещё будет статуэтка.
Директор Пушкинки Елена Сивцова подчеркнула, что министр культуры Забайкальского края Алёна Ячменёва идею поддержала. Министр пообещала довести соответствующую информацию до Александра Осипова.
Одним из самых горячо обсуждаемых моментов круглого стола оказалось, собственно, название премии. Будет ли она называться «Премия в области краеведческой литературы Забайкалья», или же будет носить имя одного из наиболее выдающихся краеведов края: Кузнецова, Полякова, Руденко, Петряева, Балабанова… Писатель Олег Петров первым высказал мнение по этому вопросу:
«Вот, я думаю, имени тут не надо. У нас очень большой разброс. Кузнецов – фигура, Кропоткин – фигура. Но, понимаете, Кропоткиным мы какой политипический оттенок дадим? Это нам надо?..
У нас уже много именных премий – имени Головатого, имени Вишнякова. Да и каждый краевед сразу задаст вопрос: «А почему именно это имя?»
Тем не менее Петров отметил, что литературная премия им. М.Е. Вишнякова и положение о ней должны стать основой для новой премии.
Иной точки зрения придерживается историк и журналист Александр Баринов. Он считает, что отказываться от идеи именной премии не стоит.
«Если будет именная, она будет аналогичной вишняковской. Вишняков – самый наш автор для писателей и поэтов. А Кузнецов, подчеркну как автор книги о нём, – человек, который на голову, а то и на две головы выше всех остальных наших краеведов. Он и прожил долгую жизнь, и сделал очень многое. Его имя известно не только в Забайкалье, но и далеко за его пределами. Об этом человеке писал Достоевский.
Единственное, противники Кузнецова возмущаются, что вот, он был в юности одним из убийц этого бедного студента Иванова, будучи членом нечаевской революционной организации. За что и был сослан. Но что делать? Такая юность была. Но служением Забайкалью он отработал всё, что мог, заложив массу основ для развития краеведческой науки – и природной, и исторической. Я не знаю у нас второго такого человека» – заключил Баринов.