
Утром 23 августа началось второе заседание Забайкальского краевого суда по делу о покушении на убийство двух людей, а также на жизнь полицейского. На скамье подсудимых – Евгений Лукьянов, родился в селе Забайкалья, окончил 9 классов, официально нигде не работал, калымил и уже четыре раза успел побывать за решёткой. Мужчина с непростым характером, каждое судебное заседание он подкидывает присутствующим журналистам повод написать небольшую новость. И этот день не стал исключением.
Инцидент произошёл в ночь с 8 на 9 сентября 2021 года. Тогда в «Баре 24», что находится в селе Смоленка Читинского района, Евгений Лукьянов отдыхал с родственниками и сильно выпил. В заведение зашёл Вадим Никитин и заказал пива. Обвиняемый предложил выпить ему водки, на что потерпевший ответил, что крепкое не пьёт. Это и послужило началом конфликта.
Лукьянов попытался выяснить с мужчиной отношения, вытолкал его на улицу, где достал пистоле и 4 раза выстрелил в него – две пули угодили в ноги. Дочери Вадима защитили отца от пьяного Лукьянова, после чего он скрылся в направлении трассы Чита – Хабаровск.
В это время по дороге из командировки в родной Приморский край возвращался Геннадий Воробьёв. В свете фар он увидел на проезжей части Евгения Лукьянова, который выстрелил в воздух, а затем направил пистолет в сторону автомобиля потерпевшего и выстрелил два раза. Пули чудом не попали в машину и водителя. Мужчина, виляя, задом уехал с мета происшествия и вызвал полицию.
Сотрудники приехали к бару, а также в дом сестры Лукьянова, где начали опрашивать её. Лукьянов в это время подошёл к машине с отличительными знаками и направил пистолет на водителя. Он выстрелил в полицейского, но пуля, пройдя сквозь руку, угодила в документы, лежавшие в нагрудном кармане. Там она и осталась. Нападавшего задержали днём 9 сентября. Первое заседание Забайкальского краевого суда по данному уголовному делу прошло 15 августа.
Обвиняемого с конвоем завели в зал и дали немного времени, чтобы поговорить с адвокатом – миловидной и хрупкой на первый взгляд девушкой. Кажется, что в профессии она недавно, но это не мешает ей уверенно представлять интересы своего подзащитного. Наконец разрешили проходить в зал, мы с коллегами по цеху торопливо занимаем места, которые предназначены для присяжных, но сейчас пустуют без дела.
Устраиваемся в кожаных креслах напротив решётки с Евгением Лукьяновым и ждём судью. Звучит заветное: «Всем встать, суд идёт». Мы поднимаемся, мимо нас быстрым шагом проходит женщина в чёрной судейской мантии, взгляд её спокойный и строгий. Она собрана, готова выслушать стороны, чтобы после вынести справедливый вердикт. Но это будет потом, сейчас и для неё, и для нас начнётся работа.
Проблема маленьких экранов
Не всегда подсудимые, потерпевшие и свидетели могут присутствовать на заседаниях суда. Благодаря технологиям, а также пандемии коронавируса, люди по достоинству оценили возможности видеосвязи. Вот и сегодня полицейский, которого ранил Евгений Лукьянов год назад около дома своей сестры, присутствует на заседании удалённо, из здания Петровск–Забайкальского городского суда.
Судья Забайкальского краевого просит своего коллегу подтвердить личность потерпевшего. После формальной процедуры она обратилась к Евгению Лукьянову с вопросом, видит ли он потерпевшего.
«Я не вижу его. Откуда я знаю, он это или не он. Лица я не вижу, вдруг там другой человек», – ответил подсудимый.
Судья напоминает ему, что личность мужчины только что подтвердили, а проблемы со зрением не могут помешать судебному следствию. Тем не менее, она попросила своего помощника включить и настроить изображение на другом телевизоре, который расположен ближе к месту содержания Евгения Лукьянова.
Однако и слова полицейского не остались без комментария.
«Он врёт», – заявил подсудимый.
По словам Евгения Лукьянова, он выстрелил в пострадавшего случайно, когда споткнулся. На это полицейский с усмешкой ответил, что такого не было и что стрелявший сделал это намеренно – изначально он вообще целился тому в голову.
Проблема нехватки денег на судебные расходы
Рассмотрение уголовного дела продолжается. Тут Евгений Лукьянов заявляет ходатайство о том, что хочет отказаться от адвоката.
«Ваша честь, я заявляю ходатайство об отказе от адвоката в связи с финансовыми проблемами. Из-за разбирательства не могу работать и оплачивать услуги защитника. Буду защищать себя сам», – пояснил он.
Судья уточняет, что адвокат Лукьянову всё-таки нужен, просто семья мужчины в дальнейшем не сможет возместить судебные издержки.
«Ваша честь, отказ от защитника не обязателен, тем более, что это дело об особо тяжком преступлении. Поэтому я предлагаю оставить данного адвоката, чтобы он представлял интересы обвиняемого», – заявляет гособвинитель.
Судья соглашается с прокурором и добавляет, что наказание, которое грозит Евгению Лукьянову, серьёзное – либо больше 15 лет лишения свободы, либо пожизненное заключение. В этом случае участие адвоката обязательно.
«Ваше ходатайство отклонено. Материальные проблемы не могут лишать подсудимого права воспользоваться услугами защитника. Все обстоятельства, на которые вы ссылаетесь, будут учтены судом для решения вопроса», – пояснила она.
Больше ходатайств у подсудимого нет.
Проблемы доверия
Следующей к трибуне для дачи показаний вышла дочь потерпевшего Вадима Никитина Мария. Девушка с дрожью в голосе рассказала о том, что случилось вечером 8 сентября около «Бара 24». Она вспомнила, как выскочила из машины, где они с сестрой ждали отца, как посадила его в машину, как оттаскивала пьяного Лукьянова с пистолетом от автомобиля, как бросилась в бар, чтобы вызвать скорую – раненный в обе ноги Вадим Никитин потерял сознание на водительском месте и, надавив на педаль газа, въехал в стену жилого дома.
«После того, как папа после выстрелов въехал в дом, я побежала в бар. Там умоляла вызвать скорую, говорила, что папу расстреляли. Его [Лукьянова], как потом выяснилось, родственники сделали вид, что не умеют вызывать скорую, не понимают, что случилось и вообще не знают Лукьянова», – вспомнила Мария.
Судья попросила её обернуться, так как позади неё в зале сидела супруга Евгения Лукьянова. Девушка узнала её – в тот злополучный день она была за одним столом со своей семьёй в заведении.
Это заявление тоже не ускользнуло от внимания обвиняемого.
«Не договаривают, обманывают. Они же родственники, это в их интересах», – прокомментировал Лукьянов.
Его высказывания пресекла судья, напомнив мужчине, как давали показания его члены семьи на прошлом заседании.
«А ваши родственники давали правдивые показания?» – задала она резонный вопрос.
Проблема незнания законов и порядков
Вторая часть судебных разбирательств была посвящена опросу коллег раненого полицейского, которые отправились с ним на вызов год назад. После дачи показаний сотрудника патрульно-постовой службы, Евгений Лукьянов снова изъявляет желание задать несколько вопросов свидетелю. Однако его совсем скоро обрывает судья, потому что он задаёт вопросы в утвердительной форме, пытаясь найти полезные для себя детали.
«Вы должны выяснить обстоятельства, а не задавать вопросы в утвердительной форме. Так вы будете давать свои показания. Пререкаться с судом тоже не надо, я выношу вам официальное замечание за неподобающее поведение. Вы постоянно пытаетесь устроить провокации, это не пройдёт», – отметила председательствующий.
Предупреждения, судя по всему, не действуют на подсудимого. И он с удвоенной силой начинает дерзить судье.
«А почему вы задаёте наводящие вопросы? Вы должны всесторонне рассматривать вопрос, а не так, как вам надо», – заявляет он.
– Не указывайте суду, что ему делать, – отвечает судья.
– Тогда увольтесь отсюда, – тут же находится Лукьянов.
– Соблюдайте порядок, и это было последнее замечание, – с ледяным спокойствием отвечает судья.
Перепалка заканчивается после того, как женщина объясняет последствия таких предупреждений – удаление обвиняемого из зала суда до судебных прений сторон.
В течение 40 минут опрос свидетелей проходит спокойно. Однако заседание подходит к своему логическому концу. Судья обращается к адвокату на тему того, кого из свидетелей стороны защиты необходимо пригласить на допрос в следующий раз. Во время обсуждения Евгений Лукьянов упомянул трёх полицейских, которые задержали его 9 сентября. Мужчина пожаловался, что они избили его за то, что он подстрелил их сослуживца. Подсудимый настаивает, что полицейских необходимо вызвать в суд.
По словам судьи, допрос этих сотрудников правоохранительных органов не входит в судебное разбирательство, а должен рассматриваться тем ведомством, в котором работают эти сотрудники.
«Вы можете подать заявление, по которому будет проведена служебная проверка», – поясняет судья.
В ответ на это Евгений Лукьянов вскипает. Он снова заявляет, что судья его не слышит, не принимает во внимание его слова и действует однобоко.
«Скажите, пусть заводят сюда автоматчиков и расстреляют меня. Какой смысл мне находиться здесь, если вы меня не слышите», – заключает он.
Естественно, что никого с автоматами в зал суда не приглашают, а рассмотрение дела продолжится до вынесения приговора.
Все встали. Судья поднялась со своего места и вышла из зала, только полы чёрной мантии развились за её спиной. Немного разболелась голова – впечатлений на сегодня достаточно.
Прямо около выхода из зала нас окриком останавливает Евгений Лукьянов и интересуется, всё ли мы фиксируем в своих материалах. Журналисты утвердительно кивают головами и скрываются за дверьми.