25 октября в Забайкальском художественном музее прошла встреча из цикла «Забайкалье в сюжете одной картины» по национальному проекту «Культура». Студенты и все желающие смогли послушать мини-лекции по изобразительному искусству, а также поучаствовать в обсуждении наиболее примечательных полотен. Стоит ли воспринимать СПГС всерьёз, и почему забайкальские художники редко обращаются к жанру сюжетно-тематической картины – об этом в нашем материале.
Хотя акцент был сделан на недавно отреставрированной картине Лазаря Новицкого «Пограничники в гостях у бурят» – ранее мы рассказывали о проделанной работе реставратора Ирины Бухоголовой – тем не менее на экране перед собравшимися промелькнуло не менее двух десятков полотен.
Первым спикером встречи стал заслуженный деятель искусств Забайкальского края и член Союза художников России Андрей Максимов. На примере «Испанского триптиха» известного художника Андрея Мыльникова. Говоря о композиции и о цветовой динамике, Максимов уделил особое внимание картине «Тореадор». Почему художник выбрал именно серебристый костюм для тореадора? Всё дело в игре с визуальными образами. В таком костюме персонаж сам похож на лезвие кинжала. В то время как рядом с тореро лежит уже заколотый кинжалами бык.
- Мы получаем композицию, которая строится на простых формах и на цвете... Сюжет картины «Пограничники в гостях у бурят» совершенно противоположный: умиротворённый, спокойный. Здесь можно проследить несколько кругов и овалов, которые имеют плавную форму и круговую композицию. Делает ли это художник специально? Ну, наверное, на интуиции. Если бы я был искусствоведом, то я бы начал говорить тут про галактику, про движение бесконечности.
Также он подчеркнул, что круги и овалы внушают чувство безмятежности. Значимым элементов картины Новицкого является дом, который создаёт ощущение спокойствия, уюта и защищённости.
- Иногда художник пишет, а потом столько нового узнаёт о своей работе! Когда искусствоведы начинают разбирать.
У нас сегодня присутствуют дипломники, которые будут что-то подобное делать. Художник должен хорошо знать историю, культуру, быть насмотренным. Нужно вкладывать смысл и доносить его простыми, но максимально выразительными средствами.
Мы поинтересовались у Андрея, как он относится к интернет-термину СПГС (синдром поиска глубинного смысла). Оправдано ли существование такого определения? Ведь в конечном счёте всё искусствоведение построено на таком поиске.
- У нас есть такое проявление как парейдолия. Это когда мы видим в неопределённых пятнах какие-то лица, животных, какое-то содержание. Человеку свойственно искать глубинные смыслы во всём, что он видит. Человеку нужна мистика, загадка, чтобы интереснее было. Такого очень много вокруг работ Леонардо да Винчи: вокруг «Моны Лизы» строят схемы. Художник смотрит проще, а зритель начинает в этом копаться, искать для себя какие-то комфортные вещи. Так интереснее.
Всё можно подтянуть. В среде художников иногда шутят: давайте работу сначала напишем, а потом к ней сделаем аннотацию, где что угодно можно подтянуть, – заключил художник.
С докладом о сюжетно-тематических картинах, хранящихся в фондах краевого музея, выступила кандидат культурологии, замдиректора по научно-просветительской деятельности музея, член Союза художников России Екатерина Ляшенко.
По её словам, сюжетно-тематическая картина – это определение, закрепившееся в советском искусствознании в 30-х годах прошлого века. Под ним подразумевалась многофигурная композиция с ярко выраженным сюжетом и фабулой.
В краевом музее таких картин около сотни. Это немного в контексте общего числа произведений – порядка 5 тысяч. Забайкальская живопись богата на пейзажи, встречаются натюрморты и портреты. А к сюжетно-тематической картине художники обращаются достаточно редко.
Ляшенко продемонстрировала несколько картин отечественных художников, в том числе забайкальских. Наибольший интерес у аудитории вызвали картины «22 июня 1941 года» Дмитрия Обозненко и «Гроза надвигается» Юрия Кугача, специально выведенные на экран вместе. На первой женщина с детьми убегает от вражеских самолётов и разрывающихся снарядов. На первом плане второй картины так же изображена женская фигура с ребёнком на фоне пасмурного неба. Несмотря на некоторые схожие элементы, они абсолютно разные. Первая полна динамики, вторая статична. Если на одной бушуют трагедия и ужас, то от другой веет умиротворением и лёгким трепетом.
Кажется, именно этот контраст по-настоящему вдохновил студентов на обсуждение. Было любопытно слушать, как будущие художники, занимаясь поиском деталей, сочетали академичность и эмоциональность.
Из картин забайкальских авторов были показаны работы Романа Цымбало, Сергея Прудникова, Израиля Табакова и других.
А всё же почему забайкальцы редко пишут сюжетно-тематические картины? Почему преобладающим был и остаётся пейзаж? Уже по окончании встречи мы попросили Екатерину ответить на эти вопросы.
- У нас замечательная природа. Отправляемся недалеко от города и пишем. Сияющее солнце, любимые улицы. Живописная местность и любовь к родному краю. Поэтому у нас очень любят пейзаж.
Сюжетно-тематический жанр достаточно трудоёмкий. Сколько нужно выполнить эскизов, сколько работы над композицией! Хотя композиция пейзажа тоже может быть очень трудоёмкой, но сюжетно-тематическая картина отличается более длительным поиском и подготовительной работой. Жанр сложный. Может быть, это характерно не только для забайкальского, но и в принципе для искусства. Если вы проедетесь по другим регионам, то тоже наверняка обратите внимание на пленэрный поворот.
У госзаказов и госзакупок всегда в приоритете были сюжетно-тематические картины. А сегодня госзаказов и госзакупок нет.