31 января в Забайкальском краеведческом музее открылась выставка «Дело Кузнецова. Эпизод первый. Артефакты». Несмотря на аскетичное название, смахивающее на заголовок очередного уровня в игре про шпионов, выставка оказалась разнообразной и очень интересной. Уникальные предметы XIX века, картина Айвазовского, старинный женский портрет неизвестного художника, от которого невозможно оторваться, и многое другое. Мы побывали на открытии и делимся с вами впечатлениями.
В 2025 году в музее отметят сразу два юбилея: 130 лет самому музею и 180 лет со дня рождения его основателя, Алексея Кузнецова. К этим датам запланировано проведение серии мероприятий и выставок. В первой экспозиции организаторы решили сделать акцент на художественном фонде.
«Это действительно сокровищница. Картины собирал ещё сам Алексей Кириллович, многие художники дарили ему свои работы. Он всё передавал в музей. Какую-то часть Кузнецов закупал, а какая-то была привезена из Бутинского дворца.
Про каждую картину можно говорить отдельно. Это шедевры как забайкальских, так и в целом российских авторов» – рассказывает куратор выставки, Ирина Бухоголова.
Например, представлен портрет Алексея Кузнецова 1924 года кисти Николая Верхотурова. Этого мастера можно считать одним из первых профессиональных забайкальских художников, поскольку он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также обучался в мастерской Ильи Репина в Императорской Академии художеств. Стоит отметить, что Верхотуров был не только художником, но и изобретателем, на его имя зарегистрировано 14 патентов.
Особое место в экспозиции заняла картина Марии Пален «Швея» 1896 года, на которой изображена девушка, сидящая с платьем у швейной машинки. Она устала и дремлет. Лампа освещает рабочее место и саму девушку, которая очень естественно отвернулась от света. Её как бы притягивает густая ночная темнота, уже давно завладевшая остальным пространством комнаты. Картина удивительным образом умиротворяет, расслабляет.
«Эта художница выставлялась вместе с передвижниками. Она одна из двух женщин-художников XIX века, которые, скажем так, смогли дорасти до такого уровня. Но она была баронесса, это ей, наверное, помогло. Мария – дочь известного генерала Вуича. А её супруг приходился внуком известной актрисы, которой Пушкин посвящал стихи».
Одним из центров притяжения для первых посетителей выставки ожидаемо стал холст знаменитого классика, мастера морских пейзажей, Ивана Айвазовского. «Буря на море» была написана в 1860-х годах и реставрировалась в 80-е годы прошлого века.
«Мы нашли в архивах информацию, что в 1925 году были собраны средства для отправки картин из Москвы в Читу. Это не был общенародный сбор. Скорее всего, это были меценаты, известные читинцы, которые хотели, чтобы в нашем музее появились какие-то шедевры. В 32-м году к нам приехало небольшое полотно Верещагина, а в начале 30-х – работа Айвазовского».
Мощная, тревожная картина, на которой стихию отчаянно пытаются переспорить два парусника. Одному, изображённому на дальнем плане, повезло больше, он идёт по воде уже не колеблясь, навстречу светлеющему горизонту. Второй же, представленный зрителю ближе, болтает жутко. И тем не менее, мы видим, как от него только-только отплыла крохотная лодочка – она идёт за теми, кому ещё хуже. На переднем плане в воде два человека, лишившиеся своего корабля и держащиеся из последних сил за его остатки. Интересно, что едва пробивающийся солнечный свет ложится именно на тот путь, который предстоит пройти морякам от своего парусника до утопающих и обратно.
Две школьницы, фотографируясь на фоне «Бури на море», ничуть не стеснялись эмоций: «Какая она красивая!»
Кроме полотна Айвазовского, взгляд приковывала картина овальной формы, которая казалась старше остальных полотен. Она прекрасно вписалась бы в интерьер любого фильма о пушкинской эпохе.
«Портрет женщины, наверное, самый интересный объект, поскольку мы его до сих не атрибутировали. Картина принадлежит музею, на ней стоит наш номер. Но мы не знаем ни автора, ни кто изображён на ней. Холст ценен ещё и тем, что на нём не делалось никаких реставрационных мазков. Как автор поработал, так всё и осталось.
Мы точно знаем, что картину написал профессионал. По технологии здесь не подкопаешься. Я как реставратор могу сказать, что это не конец, а середина XIX века, может быть, даже начало. Холст потемнел, картине больше 150 лет однозначно. Плюс сама манера письма, в конце XIX века так уже не писали: такие волосы, цветочки в них вплетённые, тоненькая талия».
На выставке собраны не только картины, но и образцы прикладного искусства, и предметы быта. Концептуально всё определено временными рамками – конец XIX – начало XX века. На эти годы как раз приходится бурная деятельность Кузнецова в Чите. В 1894 году он инициирует создание Забайкальского отделения Приамурского отдела императорского Русского географического общества, а уже в следующем году при отделении открывается краеведческий музей.
«Мы видим самые небольшие скульптурки, чашечки – уникальные. Допустим, китайский сервиз, расписанный вручную, – труд вообще невероятный! Это мельчайшая работа. Таких экспонатов крайне мало в музеях».
Следующая выставка – второй эпизод – расскажет о Кузнецове как о личности, раскроет его заслуги в полной мере. А с артефактами первого эпизода можно ознакомиться прямо сейчас. По словам Бухоголовой, пока неизвестно, как долго продлится выставка, всё будет зависеть от посещаемости.
«Если будет ходить достаточно большое количество людей, интересоваться, то мы постараемся продлить. Это нужно видеть. Мало кто знает, что в Чите такие работы хранятся. Это наше забайкальское наследие, это всё принадлежит нам» – заключила Ирина.