«После реставрации лучше стала!»: Как спасали один из шедевров забайкальской живописи

6 сентября в 18:30

4 сентября в Забайкальском художественном музее открылась выставка одной картины. Одной, да. Но зато какой. После трёх месяцев реставрации читинцам представили известное полотно художника-фронтовика Лазаря Новицкого «Пограничники в гостях у бурят». О том, как проходили сложные реставрационные работы – в нашем материале.

Для начала давайте посмотрим на саму картину – до реставрации. Под многочисленными трещинками погожий солнечный денёк. На первом плане видим небольшое застолье – колоритная бурятская семья угощает русских пограничников. А вокруг сельская жизнь продолжает идти своим чередом. Очевидно, картина символизирует дружбу двух народов, соприкосновение их культур, радушие, приветливую забайкальскую природу.

Если ваши ассоциации с реставрацией живописных полотен так же, как и наши, начинаются и заканчиваются на пенсионерах-чудаках в исполнении Никулина и Евстигнеева в фильме «Старики-разбойники», которые выкрали картину Рембрандта под предлогом реставрации, а потом, испугавшись, вернули – и незадачливый музейный работник оценивает «проделанную работу»: «После реставрации лучше стала!» То прямо сейчас вы удивитесь не меньше, чем мы, когда узнали подробности «лечения» картины. Именно так характеризует свой подход к работе художник-реставратор, член Союза художников России Ирина Бухоголова.

«К каждой картине индивидуальный подход. Довольно часто работу реставратора сравнивают с работой врача, это вполне справедливо. У каждой картины свой диагноз. Есть набор определённых правил. Приступая к работе, мы обязательно собираем совет, в который входит директор и хранитель музея…» – рассказала нам Ирина.

По её словам, повреждения у картины Новицкого распространённые. Время внесло свои правки, ведь полотно датируется 1956 годом. Из повреждений Ирина выделила разнохарактерный кракелюр – растрескивание красочного слоя. Но самая главная беда заключалась в том, что отслаивались чешуйки краски, из-за чего часть изображения могла быть утрачена навсегда. С каждой трещиной нужно было работать отдельно, а все чешуйки приходилось вручную приклеивать к холсту.

Бухоголова выразила благодарность сотрудникам музея за хранение картины, благодаря которому произведение, несмотря на «утраты», сохранилось хорошо.

Кроме всего прочего, было проведено исследование красочного слоя в ультрафиолетовом излучении. Это позволило увидеть то, что недоступно человеческому глазу: масляные потёки, потемнения, свидетельствующие о многочисленных поправках автора. Реставратор подчеркнула, что такой упорный труд художника говорит об очень высокой требовательности к своему творчеству. А ведь это дипломная работа Новицкого!

«До конца кракелюр, конечно, не уходит. Но всё, что было приподнято, отслоено, мы вернули на места. Очистили от загрязнений. По итогу работа не выглядит новоделом – это очень важно в реставрационном деле. Как она была написана в 56 году, так и выглядит» – говорит Ирина.

Бухоголова по образованию живописец и педагог. Многие годы преподавала в вузе. А потом решила переучиться на реставратора. Обучение проходила в Санкт-Петербурге, а стажировку – в Москве.

«Реставратору нужно аттестовываться. Сейчас это всё на законодательном уровне, и музей несёт за это ответственность, он не имеет права просто хорошему художнику дать в реставрацию картину. Я аттестована Министерством культуры Российской Федерации, и только оно может аттестовать. И там, конечно, надо было сделать ряд работ, доказать, что ты достоин. Передо мной заходил мужчина, который уже 20 лет работает, и его не аттестовали. Требования очень серьёзные. Мне кажется, что мне повезло» – скромничает Ирина.

А между тем, в её портфолио уже около 100 отреставрированных полотен забайкальских художников.

«Есть картины, над которыми нужно работать месяц, а есть – полгода.

На каждую работу мы обязаны вести документацию. Любая процедура фиксируется в специальный паспорт. Всё подписываем, заверяем печатями, ведём фотографирование всех этапов. Без этого никак.

Тут такой ещё момент. Всё время происходит такая ломка: я же художник, и бывают работы, в которых хочется что-то подрисовать. Но даже если автор написал что-то неудачное, мы сохраняем» – признаётся реставратор.

Кстати, Ирина преуспевает и в живописи. Начинала с пейзажей, но сейчас всё больше обращается к самым разным сюжетам, в том числе историческим. Вот некоторые из работ художницы:

Фото: личный архив Ирины Бухоголовой

Своими впечатлениями от обновлённой картины Лазаря Новицкого поделился художник, скульптор, член Союза художников России Михаил Насонов:

«Видно, что человек старается. Ирина – молодая, энергичная. Я радуюсь тому, что Забайкалье имеет такого автора, специалиста по реставрации такого качества.

Картину Новицкого считаю шедевром. Учебное заведение (Московский художественный института имени Василия Сурикова – Прим. автора), которое окончил автор, говорит само за себя. Это настоящее искусство мирового уровня. И Ирина Бухоголова, продолжая традиции русского изобразительного искусства, отлично отреставрировала работу. По крайней мере, я лучше представить и не могу. Отличная работа с цветом. Всё как положено».

Супруга и дочь Лазаря Новицкого открывают отреставрированную картину

Фото: ИА ZabNews

Выставка одной картины будет работать до 10 ноября.

Читайте также