«Просто почувствовала необходимость в абстракции»: выставка молодой художницы Маргариты Тюменцевой открылась в Чите

30 апреля в Забайкальском художественном музее открылась персональная выставка художника-графика Маргариты Тюменцевой. Это молодая художница, а выставки молодых мастеров Забайкалья, да ещё и персональные, – большая редкость. Мы посетили экспозицию и пообщались с Маргаритой о её работе, а также о развитии изобразительного искусства в регионе.

На уже второй по счёту персональной выставке, которая называется «Новая серия» (хотя в анонсе в телеграм-канале музея было другое, более интересное название – «Новые линии») представлено 50 новых произведений Тюменцевой. Как рассказала ведущая церемонии открытия, ключевым элементом выставки стал ряд графических серий, которые отражают глубокие размышления художницы об окружающей действительности, сокровенные переживания. Многие зрители отметили присущую большей части работ минорную тональность.

«Минорная», «минорность» – это звучало даже слишком часто. Однако, как нам кажется, подобный эпитет несколько упрощает экспозицию. Львиная доля представленных работ – свидетельство большой и глубокой внутренней работы. Взгляните на «Тревогу» 2022 года. Яркие цвета – красный, белый, синий – вступают в неравную схватку с чёрным «ураганом», нарисованным как будто детской рукой. Считывается ничем не сдерживаемый эмоциональный взрыв, напряжённый бунт.

А здесь мы видим совсем свежую серию «Зима вокруг». Холодная абстрактная красота. Завораживающее зрелище, если только вы не склонны везде и всюду искать конкретику, а цените настроение. Пожалуй, будет здорово смотреть эти картины, включив в наушниках какой-нибудь эмбиент, столь же неконкретный.

По словам самой Тюменцевой, при создании этой серии она вдохновлялась творчеством американского художника начала XXI века Роберта Раушенберга, он является одним из самых любимых художников-абстракционистов Маргариты.

Нельзя пройти мимо и триптиха «Ретроспектива», который является отсылкой к советскому авангардизму. Тут сочетаются прилежность композиции с лёгкой иронией в изображении самих предметов. По крайней мере, перепутанные, «танцующие» клавиши печатной машинки на центральном полотне вызывают улыбку. Особенно, если связать это с чётко выведенной красной надписью «хорошо» с наполовину спрятавшимся за краем картины восклицательным знаком.

Фото: ИА ZabNews

Триптих «Ретроспектива». Смешанная техника. 2023 год

А это работа из серии «Линии города», в которой абстрактно передан внешний (или, скорее, внутренний) вид нашего города. Что это, если не Чита?

На выставке также представлены произведения, которые наверняка будут близки неискушённому взгляду. Пастель, уголь, линогравюра – вот лишь некоторые графические техники, которыми владеет Тюменцева.

Фото: ИА ZabNews

«Молодая, перспективная, талантливая. Вся жизнь впереди, ещё столько всего можно сделать! Особенно мне нравится, что она после обучения вернулась в наш Забайкальский край, будет здесь прославлять наши ряды. Есть куда идти, куда стремиться», – подчеркнула на церемонии открытия председатель регионального отделения Союза художников Наталья Корнет.

Мы решили поближе познакомиться с Маргаритой, и вот что у нас получилось.

- Маргарита, знаете, сложилось впечатление – оно первое и, вероятно, ошибочное – что тут поработали несколько художников. Вы такое вот впечатление восприняли бы хорошо или плохо?

- Я думаю, что это нормально, это хорошо. Не секрет, что моя мама, Наталья Михайловна Тюменцева, является моим наставником. Идеи конечно же мои, конкретно командной работы нет. Но направление и то, как проводить логическую связь в работах, – заслуга мамы.

- Вы говорите только о технической стороне творчества, или об эмоциональной тоже?

- Сложно сказать на самом деле.

- Всё переплетено?

- Получается так. Мама помогает мне до конца сформировать, раскрыть начальный, маленький-маленький замысел. Порой я и сама не понимаю, когда идея завершена, а когда она только в зачаточном состоянии.

- Эта помощь для вас обязательна на данном этапе, или вы и без неё справитесь?

- Если представить, что без помощи… Я бы справилась, конечно. Когда училась в Красноярске, там Натальи Михайловны не было. Полагалась только на себя. Были преподаватели, которые коллективно ходили, смотрели. Каждый высказывал своё мнение, и в целом получалась каша. Было сложно сформировать и выдать что-то конкретное.

А здесь проще. Мы с мамой находимся на одной волне.

- Возможно ли помочь зрителю научиться понимать абстракцию? Как развить к ней вкус? Ведь нельзя подходить к вашим работам с одной только логикой.

- Что касается абстракции, то это путь очень и очень долгий, очень тяжёлый. Чтобы её понимать, или начать создавать, нужно пройти очень большой этап от академизма. Мы поступаем в учебное заведение, учимся рисовать самые начальные моменты – построение геометрических предметов, потом человек идёт по программе, и так далее. Необходимо пройти все вот эти академические этапы. Работать в абстрактном жанре не каждому дано, иногда люди не понимают. У кого-то вовсе не получается к этому прийти. Всё очень индивидуально.

Я наткнулась на этот момент случайно. Я не видела себя художником-абстракционистом. Просто однажды почувствовала в этом необходимость, поскольку не все замыслы укладываются в пределы одного формата, и не все замыслы укладываются в пределы одного предметного изображения.

- Можем ли мы сказать, что абстракция в какой-то степени родственна импрессионизму, потому что выражает главным образом впечатление, а не мысль?

- Думаю, да.

- Что сегодня происходит с изобразительным искусством в Забайкалье, на ваш взгляд?

- В Забайкальском крае есть очень проблемный момент. У нас не очень активно развивается искусство, если сравнивать с тем же Красноярском. В красноярском союзе художников 200 человек, а в нашем – 30 с чем-то. Очень мало человек в союзе. Поэтому не часто проходят какие-то выставки.

- Как вы думаете, это связано с экономическими причинами, или, может, играет роль малочисленность населения?

- Я думаю, что это малочисленность, всё-таки.

- У вас была возможность остаться в Красноярске, работать там. Почему вернулись в Читу?

- Для меня Красноярск показался не совсем удобным для жизни городом. Он замечательный, свободный, насыщенный. Но мне немножко не хватило комфорта.

Чита – город родной, удобный. Любимый город.

- Как вы относитесь к мэтрам забайкальской живописи, к старой, так сказать, школе?

- Замечательно. Хотелось бы побольше их выставок.

- Чьё творчество вам особенно нравится?

- Честно говоря, мне нравятся все наши художники. Весь союз, наверное. Титов Евгений Евгеньевич, Тюменцева Наталья Михайловна. Вспоминаю сразу своих близких. Декин Артём Валерьевич, мой отец, которому как раз не хватает выставочной деятельности.

- А как вам классики? Например, Леонид Рыжов, Валентин Кандалов, Роман Цымбало?

- Восхищаюсь. Когда я работала в картинной галерее, у нас там был фонд работ Леонида Рыжова. И это было для меня открытием, что такой самобытный художник у нас есть в Чите.

Хотелось бы, чтобы больше звучали имена старых художников – Калашников, Кандалов, Рыжов…

- Того же хочется пожелать и молодым художникам. Успехов вам!

- Спасибо!

Экспозиция «Новая серия» продлится до 16 июня.

Маргарита Тюменцева – участник международных, межрегиональных и региональных выставок. В 2015 году окончила Забайкальское краевое училище искусств по специальности «Живопись», а в 2021 кафедру графики Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского. С 2024 года является членом Союза художников России. Сегодня Маргарита преподаёт в Забайкальском краевом училище искусств.

Читайте также