Поэта Екатерину Малофееву наградили главной литературной премией Забайкалья. Рассказываем, почему это круто

15 сентября в 20:00

13 сентября в Забайкальском краевом драматическом театре объявили лауреата губернаторской премии имени Михаила Вишнякова. Ей стала поэт Екатерина Малофеева. Она пишет странные стихи, можно даже сказать аномально странные... Мы побывали на мероприятии и пообщались с Екатериной.

Ура, премия имени большого забайкальского поэта больше не поощрение корифеев. Ну правда, с 2009 года – а именно тогда премия была учреждена – лауреатами становились только хорошо известные в Забайкалье авторы. Кто-то из наших почтенных писателей получал её дважды, а вот отличный поэт Виктория Измайлова почему-то ни одной.

Итак, второй этаж драмтеатра. Народу в холле – яблоку негде упасть. Книжные выставки, фотозона и несколько столиков, за которыми расположились забайкальские литераторы. Они общаются с гостями, продают книжки; то машут кому-то, то загадочно смотрят вдаль. Среди них – автор, который, казалось, не особо хочет привлекать внимание. Столик маленький, книжки маленькие (всего одна, но в нескольких экземплярах). Смотрела она по большей части на свои книжки, или куда-то в сторону. Но тепло улыбалась тем, кто подходил и выражал интерес к творчеству. Так как мы уже были знакомы с произведениями этого автора, то подошли и заранее договорились о небольшом интервью.

«А вы тоже номинированы на премию?» – спрашиваем мы.

«Да» – отвечает автор.

Через полчаса зампред правительства Забайкальского края Виктория Бессонова объявит этого автора победителем.

Малофеева не первый раз побеждает в литературных конкурсах. Она лауреат национальной молодёжной литературной премии Роскультцентра, лауреат премии журнала «Сибирские огни». Кроме того, она член Союза писателей России и активный участник Совета молодых литераторов Забайкалья.

«Она состоявшийся поэт, она самодостаточный человек и любящая мама троих детей. Мы гордимся такой забайкалкой» – так во время награждения о Малофеевой сказала дочь Михаила Вишнякова Ия Толстова-Вишнякова.

Хотя сама Екатерина отказывается называть себя поэтом. «Автор сборника», и всё тут.

Выиграла Малофеева со свежим поэтическим сборником «Бездомные звёзды». Чуть позже мы скажем несколько слов о её стихах. Но перед этим наш разговор с Екатериной.

- О чём вы подумали, когда вас объявили лауреатом?

- Премия пришлась на тот момент, когда мне очень нужно помочь близкому человеку – маме. В первую очередь я думала об этом.

- Поговорим о новой книге. Она ведь не первая?

- Вообще, настоящая, выпущенная издательством, – первая. Книга «Маяк», которую я представляла на премию два года назад, была самодельная, без ISBN.

- «Бездомные звёзды» выпустило Эксмо?

- Да.

- Какой тираж?

- 500 экземпляров, но были допечатки.

- Где её можно купить?

- Ozon, WildBerries, Читай-город, Лабиринт.

- Покупают?

- Она периодически пропадает из продажи, Эксмо запускает голосование нужно ли допечатывать, и её допечатывают. Но о подробностях издательство не уведомляет.

- Какова концепция сборника? Чем в первую очередь она важна для вас?

- В этой книге для меня важна изнанка реальности. Пытаюсь сотворить волшебство из каких-то бытовых мелочей, которые нас окружают. Это узнаваемая реальность, которая перетекает, возможно, в какую-то мистику.

- Премия носит имя Михаила Вишнякова. Как относитесь к его поэзии?

- Я очень люблю читать Михаила Евсеевича. Когда мы с молодыми литераторами говорим о нашем регионе на международных форумах, в мастерских, мы всегда вспоминаем это имя первым. Стихи Вишнякова мы с гордостью представляем, и видим, как их воспринимают читатели за пределами региона. Это каждый раз радует.

- А что у Вишнякова любите больше, лирику или эпические произведения?

- Мне ближе лирика.

- На церемонии награждения генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов сказал, что одним из важных критериев для приёма в союз является «нравственная позиция». Что, на ваш взгляд, это значит? Ведь 90% лучших писателей мировой литературы по такому критерию просто не прошли бы.

- Я не помню, чтобы мою нравственную позицию как-то изучали, но, мне кажется, что в Забайкальском отделении Союза писателей России собираются единомышленники. Мы близки друг к другу по духу, по тому, как мы смотрим на мир. Я не говорю про политические взгляды, а имею в виду в первую очередь какие-то базовые ценности. Например, если у кого-то случается беда, сообщество сплачивается, помогает.

*

Магический реализм, о котором нам сказала Малофеева, в её стихах действительно есть. Но это не про божественные сущности, которые, например, приходят из параллельного измерения и помогают тебе, тревожному, уснуть (привет мэтру магического реализма Нилу Гейману). Это далеко от сказочного. По крайней мере, от сказочного в плане легкомысленности образов. Магия тут скорее в атмосфере, в том, как расставлены акценты, в шаманистском напоре. Хоть обложка сборника и говорит об обратном.

На самом деле в «Бездомных звёздах» живёт довольно тёмная и вязкая, подчас суровая поэзия, впечатляющая не в последнюю очередь мастерством. Ритмическая вязкость, кстати, роднит стихи Малофеевой со стихами Вишнякова. А встречающиеся анжамбеманы с Бродским. А тяжёлое периферийное очарование в деталях с Рыжим. Это не значит, что стихи Екатерины Малофеевой похожи на чьи-то другие, нет. Это значит, что она – очень культурный «автор сборника», и это отличает её от неисчислимого количества современных стихотворцев, которые пишут стихи, но чужие не читают. Недостаточно любят поэзию, наверное. А Малофеева любит. Это, ей-богу, почти аномалия.

***
здесь сосны дышат мокрым, свежим, хвойным.
оскалившись, стоят «тойоты» в ряд на загородной трассе — к водопою.
последний дар исхода сентября — хрустальная прозрачность панацеи
из проруби в кайме белёсой льда.
и принимала форму, стекленея, чуть мёрзлая, чуть талая вода,
лишь льдинки по краям продребезжали.
переступая осторожно грязь, с канистрами седые горожане
к источнику подходят, поклонясь.

я чувствую себя то исцеленной, то вновь заболевающей тобой,
а солнце слепит ярким медальоном,
осенней бесконечной высотой.

Последние две строчки – чистая поэзия.

Мы поздравляем Екатерину с заслуженной наградой и оставляем вас с одним из лучших, на наш взгляд, её стихотворений.

***
зябко. противно. дождливо. осень. Фрезерный
цех оживает в восемь, пасти раззявят
станки-капканы.

старый вервольф Никодим Иваныч тих,
молчалив, на движенья скуп. два через два —
по звонку к станку, тяжек мой труд, человечий
хлеб. два через два – волколаком в лес.

сердце изгрызла судьба-волчица – мать умерла,
столько лет учиться жить одному, ведь ни с кем
нельзя, вот хоть котёнка в квартиру взял —
что-то совсем от тоски заело, пусть он по полу
гоняет мелочь.

и, заводскому гудку вторя сиплым, утробным,
кошмарным воем, падать в прыжке на четыре
лапы, жадно слюной на газоны капать, старую
рвать на груди спецовку, глухо когтями по лужам
цокать.

выйти из леса – как из запоя, голым,
продрогшим, в грязи по пояс, угли в глазах
виновато пряча, землю и кости трясти из гачи,
кровь вытирая с усов украдкой. стыдно до слёз, но
чертовски сладко.

и, беломорину разминая, в стыль жестяного нутра
трамвая, в злую толпу суть свою отрицать, не
перекинулись до конца – справа у дяденьки нет
лица, слева у тётеньки нет души, надо в кроватке
таких душить, надо щенками топить в ведре,
чтобы потом не сходили с рельс.

после работы тянуть чифирь, шерстью помех
прорастать в эфир.

и заглушает мурчаньем шорох маленький зверь
на руках большого.

Читайте также нашу рубрику «Забытые поэты». Последний материал посвящён Василию Казину, на примере которого мы выясняем, а так ли бездарны в действительности были поэты, служившие советской власти, или порой мы просто не хотим видеть в них проблески таланта?

Читайте также