Помните эмоциональную декламацию Шурика в «Операции «Ы» про девочку Лиду? Наверняка ваш ответ будет положительным. Но знаете ли вы что-нибудь об авторе этих стихов, советском поэте Ярославе Смелякове? Дважды репрессированный, побывавший в финском плену во время Великой Отечественной войны, в своё время он был очень известным автором, а потом его все дружно забыли. Дружно вспоминаем.
Друзья, рады представить вам ежемесячную рубрику, посвящённую российским поэтам, творчество которых по тем или иным причинам оказалось забыто. Можете не сомневаться, в закоулках нашей истории есть немало настоящих поэтических сокровищ. Сегодня, когда в основном говорят пушки, проникновенное слово может стать незаменимым подспорьем для мыслящего и тонко чувствующего читателя.
В оконном стекле отражаясь,
по миру идёт не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Вместе с этими строчками в наше воображение сразу врывается радость лета, беззаботная юность; ушедшая советская эпоха, где люди были уж точно счастливее, чем мы сегодня. Чувствуешь, как колышется штора в балконном проёме, а в спину безмятежно дует вентилятор. Все мы точно сдадим экзамены на «отлично» или «хорошо», а впереди – успешное строительство лучшей страны на свете. Будем жить, любить и работать.
Но судьба автора этих стихов далека от подобных ассоциаций настолько, насколько возможно. Он родился зимой в угасающей Российской империи, а умер поздней осенью 72-го, немного не дотянув до 60 лет.
Родился поэт в городе Луцке, в семье рабочего-железнодорожника. Детство его было омрачено событиями Первой мировой войны, вынудившими семью переехать в деревню под Воронежем, на родину матери, Ольги Смеляковой. Именно там, в тихой провинции, будущий поэт начал своё образование в начальной школе.
Ранняя потеря отца, Василия Смелякова, в 1920 году, стала тяжёлым ударом для семьи. В 1922 году, в возрасте одиннадцати лет, Ярослав был отправлен в Москву к старшим брату и сестре, которые уже учились там. В столице он продолжил обучение в семилетней школе, и именно в этот период проявился его поэтический дар. Он начал писать свои первые стихи, в которых отражались впечатления от окружающего мира и переживания юной души.
Я юность про̀жил в комсомоле,
Средь напряжённой прямоты.
Мы всюду шли по доброй воле,
Но без особой доброты.
После окончания семилетки в 1930 году, Ярослав Смеляков поступил в полиграфическую фабрично-заводскую школу имени Ильича. Это решение во многом определило его дальнейшую судьбу. В ФЗУ он активно участвовал в литературном кружке при газете «Комсомольская правда», посещал вечера поэзии в Доме печати и Доме учёных. Начинающий поэт жадно впитывал новые знания и впечатления, а выступления Владимира Маяковского оказали заметное влияние на его раннее творчество.
Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
В нашем общем многоголосье,
Но они тебя доконали,
Эти лили и эти оси.
Окончив полиграфическую школу в 1931 году, Смеляков устроился на работу в типографию. Именно тогда он принёс свои стихи в журнал «Октябрь», где познакомился с поэтом Михаилом Светловым (да, это его имя носит теплоход в «Бриллиантовой руке»). Светлов, разглядев талант в молодом человеке, взял его под своё крыло, став наставником и другом. Теперь Смеляков совмещал работу в типографии журнала с активной творческой деятельностью. В этот период вышли его первые сборники стихов – «Работа и любовь» и «Стихи», которые он, будучи полиграфистом, собственноручно и набирал. Эти ранние работы отражали энтузиазм молодого поколения, веру в светлое будущее и романтику труда.
Однако, как и многие другие представители интеллигенции того времени, Ярослав Смеляков не избежал трагической участи. В 1934-1937 годах он подвергся репрессиям за, как тогда считалось, неуважительное отношение к Сталину. Этот период стал тяжёлым испытанием для поэта, но не сломил его дух.
Урока мне хватило слишком,
Не описать, не объяснить,
Куда ты вздумал лезть, мальчишка?
Над кем решился пошутить?
После освобождения, в 1937 году, Смеляков работал в газете «Дзержинец» (г. Люберцы) ответственным секретарём. С 1939 года он числился в должности инструктора секции прозы Союза писателей СССР.
Несмотря на все трудности, Смеляков продолжал писать. Именно в это время им было создано одно из самых известных и любимых народом стихотворений – «Хорошая девочка Лида» (1940 год).
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, он ушёл на фронт, где вскоре попал в финский плен. Возвращение из плена в 1944 году не принесло долгожданной свободы. Смеляков был отправлен в лагерь под Сталиногорск (ныне Новомосковск).
История не терпит суесловья,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Лишь благодаря усилиям журналистов Позднякова и Поддубного, поэт был освобождён. Однако, въезд в Москву ему был запрещён, и он остался в Сталиногорске, где работал ответственным секретарём местной газеты.
Постепенно Смелякову удалось вернуться к литературной деятельности. В 1948 году вышла его книга «Кремлёвские ели», ставшая важной вехой в его творческой биографии. Но в 1951 году, по доносу, поэт вновь был арестован и отправлен в лагерь в город Инта, где провёл несколько лет, вплоть до 1955 года.
До двадцатого до съезда
жили мы по простоте
безо всякого отъезда
в дальнем городе Инте…
После освобождения, в период хрущёвской оттепели, к Смелякову вернулось признание. 1956 и 1957 годы ознаменовались выходом сборников «Строгая любовь» и «Избранные стихи», которые закрепили его место в советской литературе.
Ярослав Смеляков был не только талантливым поэтом, но и активным общественным деятелем. Он занимался написанием публицистических и критических статей, переводил произведения с украинского, белорусского и других языков. С 1967 года он являлся членом Правления Союза писателей СССР.
Признание таланта Смелякова выразилось в многочисленных наградах. В 1967 году он был удостоен Государственной премии СССР за цикл стихов «День России», Премии Ленинского Комсомола за поэму «Молодые люди». Кроме того, он был награждён тремя Орденами Трудового Красного Знамени и несколькими почётными грамотами.
Мир был разъят и обесчещен,
Земля крутилась тяжело.
Ах, сколько их, тех самых трещин,
По сердцу самому прошло.
Оно ещё живёт покуда
И переваривает быт,
Но, словно с трещиной посуда,
Весёлым звоном не звенит.
Евгений Евтушенко, который считал Смелякова своим учителем, в эссе «Смеляков — классик советской поэзии» очень точно написал о поэте: «Наследие Смелякова невелико, но огромно. Оно вмещает в себя целую эпоху — её патетическую, лирическую и трагедийную реальность. Гражданственность Смелякова — это воплощенная реальность социализма его времени. В Смелякове — и вся сила его времени, и все его болезни. Всё, что случилось с его временем, случилось и с ним».
Приближусь прямо к счастью моему,
рукой чугунной тихо обниму.
На выпуклые грозные глаза
вдруг набежит чугунная слеза,
и ты услышишь в парке под Москвой
чугунный голос, нежный голос мой...