В современном мире политический шум часто заглушает смысл, и наличие голоса, который стремится не только говорить, но и слушать, крайне важно. Мы встретились с депутатом Михаилом Ивановичем Калашниковым, который почти полвека отдал работе на благо Забайкалья, приехав в 1975 году из Бурятии по распределению в Калаганский район и пройдя путь от инженера до депутата Законодательного собрания Забайкальского края.
Наша встреча проходила накануне Дня местного самоуправления, а также предстоящего Дня российского парламентаризма, и поскольку Михаил Иванович долгое время сам работали в муниципалитете, мы поговорили с ним о том, с какими проблемами сталкиваются муниципальные образования нашего региона и как, по его мнению, нужно выращивать кадры.
— Здравствуйте, Михаил Иванович, скажите, пожалуйста, какие на сегодняшний день основные функции и задачи у местного самоуправления в Забайкалье?
Я буду говорить как бывший глава Петровск-Забайкальского района. Глава района, являющийся исполнительно-распорядительным органом, должен распоряжаться консолидированным бюджетом своего муниципалитета. И в связи с предстоящими объединениями, образованием муниципальных округов сразу отмечу — ничего не изменится. Но стоит отметить, что на сегодняшний день наиболее действенным инструментом управления территориями для самих жителей становятся ТОСы — территориальное общественное самоуправление.
А для органов местного самоуправления, независимо будь то район или округ, основной задачей является разумное и эффективное использование средств консолидированного бюджета.
— С какими вызовами и проблема сталкиваются сегодня муниципалитеты?
Во-первых, это кадровый голод, на местах не хватает специалистов. А во-вторых, мизерная зарплата, и, наверное, именно зарплата во многом становится причиной кадрового голода.
И вот здесь образование муниципальных округов отчасти может решить эту проблему — можно будет экономить финансовые средства на избрание. Кроме того, кадровый подбор будет проводиться не на словах, а на деле: на должность придёт человек не с улицы, который сможет работать эффективно, не роняя тем самым всю территорию и в экономическом плане, и в финансовом, и в кадровом.
Я не ратую за одноуровневую систему, но я думаю, что если руководитель принимает решение о создании муниципального округа, значит, он действительно хочет собрать эффективную команду по управлению своей территорией.
Нам нужно возрождать советскую систему подбора кадров. Знаете, до сих пор вспоминаю, как я приехал в Калганский район после окончания института. Мне, как молодому специалисту, предоставили дом, он был полностью обставлен, а ещё кто-то, видимо, специально занёс ведро картошки. И вот так началась моя работа в Забайкалье. Вот такие же условия нужно обеспечивать молодым специалистам сейчас.
— Но согласитесь, уровень притязаний у нынешней молодёжи выше. Тут ведром картошки не обойтись.
Безусловно, но ведь и в наше время было такое, что распределяли городских ребят в сёла, и они ехали. Им было тяжело, но они справлялись. Система распределения помогала насытить кадрами районы.
— Возвращаясь к образованию муниципальных округов — все районы и городские округа будут в итоге переведены?
Я бы не делал таких прогнозов. Я против навязывания. Есть районы, где работа выстроена так, что система работает, значит менять не нужно, нужно работать. Не будет такого, что изменение статуса даст немедленный эффект. Так что рано ещё говорить о том, что к определённому сроку все территории края станут округами. Нужно не только созреть, но и должна быть голова на плечах.
— А кто по-вашему важнее: депутаты или администрация?
Дело не во власти, а в самих исполнителях, в тех, кто этой властью облечён. В мою бытность главой я одновременно возглавлял и Совет депутатов, и руководил районом. Так администрация была ближе. Новые структуры — муниципальные округа — создаются не для того, чтобы отделить народ от власти. Нет, человек, который получит этот пост, должен исполнять долг, не только слушать, но и слышать.
— Другими словами, должен быть тандем между представительными и исполнительными органами власти в муниципалитете?
Да, безусловно. Я сам не раз наблюдал разные ситуации взаимодействия. Даже было такое в одном районе, что председатель Совета депутатов сидела в отдельном от администрации здании, в маленьком обшарпанном кабинете. Такого быть не должно. Глава администрации должен создавать условия для председателя совета депутатов, чтобы быть эффективной властью. Он должен понимать свою ответственность и запросы людей.
— А у вас бывали такие разногласия?
Нет, меня бог миловал.
— Насколько прозрачной сейчас стала работа местных властей? Стало ли главам сложнее работать из-за этого? Нет ли ощущения, что они теперь под прицелом?
Сейчас глобально формируются основные принципы управления территориями, вводятся нацпроекты, создаются ТОРы (территории опережающего развития — прим. редакции) и т. д.
А насчёт сложности работы главам — под прицелом мы были всегда, но сейчас немного сложнее, потому что без централизации власти не проживёшь. Здесь важно уметь выстраивать человеческие отношения. Я считаю, что руководителем не рождаются, им становятся.
— А кого из молодых глав вы можете назвать хорошим руководителем?
Синкевич Александр Иннокентьевич — как реализатор очень хорош, ответственный и инициативный руководитель. Михалёв Леонид Викторович — я его отслеживал раньше, тоже молодец. Ещё бы я отметил Виктора Юрьевича Машукова, хоть он и не молодой руководитель, но считаю, что стоит его поддержать. Я его знаю по Борзе, у него огромный потенциал решения проблемных, тяжёлых ситуаций. Алексей Сергеевич Закурдаев на своём месте, у него всё получается, хоть и не без шишек, нужно его дальше растить.
И вот здесь подчеркну, у меня непонимание, почему, если человек споткнулся, то дальше человека не поддерживают, не помогают ему справиться с этим, не выстраивают его карьерную лестницу. Ещё раз повторю, нужно срочно вернуться к советскому подбору кадров и нужно выстраивать публичную вертикаль власти. В советское время растили руководителей, а сейчас этого нет.
— А что бы вы пожелали руководителям муниципалитетов?
В Забайкалье 879 населённых пунктов, я был в большинстве из них. Видел и знаю ситуацию на местах, как вымирают села, как молодёжь уезжает. И это вымирание означает, что наши границы с сопредельными странами оголяются. Поэтому главам я могу только сказать — низкий поклон за их работу.
— Спасибо за ваше время и за беседу. Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить для наших читателей на прощание?
Да, хотел бы пожелать каждому не бояться высказывать свои мысли и активно участвовать в жизни страны. Помните, каждый голос важен. И только вместе мы можем достичь истинного прогресса и справедливости.