Молодой предприниматель из Читы Валерий Шилов стал финалистом в конкурсе дизайнеров адаптивной одежды «На крыльях». В интервью Валерий рассказал об особенностях адаптивной одежды, о том, насколько рынок адаптивной одежды развит в России, о своём бренде «ВаКо», а также что ему дало участие в конкурсе.
— Насколько адаптивная одежда востребована на сегодняшний день?
— Адаптивная одежда очень востребована. Конечна, она не для всех, но она важна для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Мы можем увидеть, что проблемы у таких людей глобальные от начала и до самого конца, в том числе и в выборе одежды.
— В чём особенность такой одежды?
— Подобная одежда адаптирована под конкретные нужды человека, поэтому она так и называется — адаптивная. Например, если у человека ампутация конечности, то на одежду добавляются для удобства замочки на штанинах или рукавах, эластичная ткань для удобства снятия одежды и надевания, специальные фиксаторы. В общем всё, что заточено под потребности инвалидов. Это и есть адаптивность.
— Насколько рынок адаптивной одежды развит в России?
— Конкретно у нас в регионе очень слабо. Есть лишь какие-то единичные случаи по заказу, а производства нет. В других регионах — где-то посильнее развито, где-то не очень. В некоторых регионах подобную одежду вписывают в индивидуальную программу реабилитации инвалидов. То есть это частная история. Там, где есть неравнодушный человек, который разработал это для себя или своего близкого, там эта сфера развивается, а крупного производства такой одежды нет.
— Что лично вас побудило заняться сферой адаптивной одежды?
— Естественно это моя инвалидность. Это моя боль, боль моих близких. Изначально я занялся этим для собственного удобства. Потом я понял, как подобная одежда востребована, особенно сейчас. Недавно я нашёл такую статистику: «для 40% подобрать нужную одежду сложно, 38% знают об адаптивной одежде, но покупали её лишь 14, 72% говорят, что им интересно пользоваться адаптивной одеждой». Людям хочется одеваться, чтобы это было удобно, но в то же время сейчас тенденция, чтобы выглядеть модно и стильно. То есть люди не хотят выделяться или плохо одеваться.
Как я говорил ранее, я начал заниматься этим для себя. Изначально я просто переделывал одежду под себя. Со временем это выросло в желание создать свой бренд. Затем я узнал, что проводится конкурс дизайнеров адаптивной одежды «На крыльях». Он проводится не первый год, но именно в этом году я увидел его и понял, что это моё. Я собрал команду — дизайнер Николай Комаровский, с которым мы летали на конкурс, и художник Ксения, которая создаёт эскизы того, что я придумал, после чего мы создали коллекцию. У нас есть швея, которая реализует придуманное нами, а также создаёт лекала будущих коллекций. Не могу сказать, что мы выходим в тираж, но у нас уже появились заказы на первое производство.
— А в чём особенность вашего бренда «ВаКо»? Что отличает его от других брендов адаптивной одежды?
— Не могу сказать, что его отличает, что-то конкретное от других брендов. Просто мы локальный бренд — планируем помогать жителям Забайкальского края, возможно, Дальневосточного федерального округа. Конечно, если появятся заказы с других регионов, то будем также помогать, но развивать бренд планируем в Забайкалье, потому что здесь этого нет вообще.
Возможно, мы не придумали ноу-хау, но на последнем показе были вещи, которые были приняты с овациями. Так, штаны с магнитами произвели фурор. Будем дальше усовершенствовать эту модель, использовать другие магниты, которые скрытно выглядят.
— При разработке одежды вы консультировались со специалистами в этой сфере?
— По большей части я консультировался именно с людьми, которые шьют руками, с людьми, у которых бизнес по изготовлению одежды о том, как подобрать ткань, как правильно сшить. Когда ты начинаешь работать в этой сфере, то нужно очень много: технологические карты, выкройки, эскизы. То есть обычной швее для создания одежды достаточно снять мерки, но когда дело доходит до более крупного производства, там уже потребуются чертежи. По таким вопросам я и консультировался.
Саму идею того, как выглядит одежда, я придумал сам. Хотелось, чтобы одежда выглядела красиво, поэтому подбирались цвета, замки, кнопки. По поводу адаптивности — это проверялось на себе. Например, мне нужен замок на штанине, я делаю его так, как я хочу его видеть. Так и с остальной фурнитурой. Мы создали три модели штанов, и все они меня устраивают. Также, например, в нашей коллекции есть худи, мы сделали его с отстёгивающимися рукавами. Это для людей с ампутацией верхней конечности. То есть если человеку надо что-то поправить или отстегнуть рукав, то он сможет это легко сделать.
— Какие возможности вам дало ваше участие в конкурсе «На крыльях»?
— По большей мере знакомства, насмотренность, кругозор. Мы познакомились с коллегами из других регионов, заручились поддержкой местных властей. Так, нам помогает центр «Мой бизнес», также спонсорскую поддержку нам оказали предприниматели города Читы и ГРК Быстринское.
В производстве адаптивная одежда стоит дороже, чем обычная, потому что она изготовлена под индивидуальные запросы человека. Добавленная фурнитура, материалы — это всё увеличивает стоимость. Пока у нас стоит вопрос получить финансирование, либо уменьшить затраты на производство, но, уменьшив затраты на производство, страдает и качество, а плохое делать не хотелось бы. Конкурс же позволил нам заявить о себе.
В дальнейшем мы планируем только развиваться, поэтому мы готовы продолжать популяризировать свой бренд, посещая разные мероприятия. Лето обещает быть насыщенным.
— Есть ли сейчас какая-то поддержка от властей для предпринимателей, которые хотят заниматься адаптивной одеждой?
— Пока особой конкретной поддержки у нас в крае я не увидел. Есть в планах встретиться с министром экономического развития, чтобы про себя ещё раз рассказать, обсудить какие-то насущные проблемы.
Сейчас где-то оказывается точечная поддержка героям СВО, где-то точечная поддержка инвалидам, обществам, инвалидам. Пока это всё очень разрознено, а хочется какой-то более серьёзной поддержки. Возможно создание полноценного комьюнити.