Креатив как стратегия: Игорь М. Намаконов — о деньгах, людях и вызовах в индустрии будущего

На форуме «Новые горизонты» в Чите выступил генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов. Мы поговорили с ним о фундаменте креативной экономики России, о трудностях, с которыми сталкиваются региональные предприниматели, и о том, почему медиа — не просто наблюдатели, а полноценные игроки в этом процессе.

— Что, как вам кажется, сегодня составляет основу креативной экономики России? Какие направления растут быстрее всего, а на каких, наоборот, стоит сфокусироваться с точки зрения господдержки?

— Слово «основа» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, понятийно и в рамках закона, с другой — как доминирующие направления внутри сектора. Если говорить в рамках закона, то креативные индустрии — сектор экономики, в основе которого нематериальные активы (НМА), появившиеся вследствие творческой деятельности. Человек создаёт что-то своим талантом и умом, и это экономически выгодно/обоснованно.

Например, в моде это не просто одежда, а бренд, лекала, дизайн. Владелец таких активов может получать не только деньги за проданный товар, но и создавать франшизы, закладывать свой НМА для получения кредита и т.д. В России, кстати, уже начали выдавать кредиты под залог нематериальных активов. Первый кейс случился полтора года назад в Москве: режиссёр получил 50 миллионов рублей под залог сценария. Это прецедент, и он меняет правила игры. Над подобными финансовыми продуктами уже работают в Ульяновске, Хантах, Красноярске, Новосибирске, Якутии и др.

Теперь к доминирующим направлениям. На первом месте в стране (по объему собственных средств, инвестициям и стоимости НМА) — софт/ПО. За ним идут мода, кино, гастрономия, медиа/СМИ, музыка. Музыка, кстати, особенно интересна: музыкальная индустрия на 98% рыночная и в ней почти нет господдержки. Кроме того, на 80% импортозамещена: граждане РФ очень любят слушать российскую музыку и платят за это.

— С какими вызовами сталкиваются представители креативных индустрий в регионах, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири?

— Ситуация по стране неоднородная, но не уникальная для Сибири или Дальнего Востока. Даже в ЦФО есть отстающие регионы. Главная проблема — доступ к финансам. Предприниматели в креативных индустриях создают нематериальные решения, для которых сложнее прогнозировать финансовый успех, чем, скажем, для ритейла или недвижимости. Креативные индустрии (КИ) – высокорисковая среда.

Креативный предприниматель, как субъект экономики, должен иметь официальные характеристики и преференции. Ему нужны свои меры поддержки: кредиты под нематериальные активы, льготное размещение в кластерах, акселераторы, поддержка в продвижении и экспорте. Всё это актуальные запросы. Регионам даны полномочия в этой части: определение критериев субъекта КИ и мер поддержки. И основной, хотя не самый удачный для этого инструмент сегодня – ОКВЭД.

— Что делает Федерация креативных индустрий для расширения экспортного потенциала?

— Наша федерация занимаемся межотраслевыми вопросами: нормативно-правовая база, образование, культура интеллектуальной собственности, межрегиональные связи и, конечно, экспорт. В 2022 году экспортные цепочки на Запад поломались, и началась переориентация на Восток. За три года, которые с тех пор прошли, такой маневр не совершить. Потому что Восток на первое место ставит доверие, а не рациональный выбор, как на Западе. Также сегодня все хотят уникальных решений, которые зашиты в нашу культуру. Вот цитата представителя центра развития из Южной Кореи: «Нам не нужны ваши современная мода, музыка, кино, у нас своего хватает. Нам интересны ваши классические композиторы, литература, архитектура — то, чего у нас нет. Но вы не умеете это упаковывать». Китайские коллеги хотели бы видеть интеграцию КИ с туристическими предложениями. Поэтому учиться упаковывать то, что у нас уже есть – первое, что нам нужно учиться делать, развивая экспорт креативных продуктов. И, как я уже сказал, делать это надо параллельно с формированием доверия на той стороне.

На этих задачах мы и сосредоточены. В рамках упаковки рекомендую посмотреть наши ресурсы wonderussia.com и 100mcr.ru. В части дипломатии и сформированного доверия преуспели в Ульяновске. Отдельные программы сейчас по этому направлению формируем с Российским экспортным центром (РЭЦ). Из последних новостей по теме с Дальнего Востока – в Благовещенске планируют сформировать федеральный хаб компетенций по экспорту КИ в Китай. 2025-й в части экспорта для креативных индустрий должен быть богатым на новости. Но результаты этой работы в полной мере мы увидим еще только через 3-5 лет.

— Есть ли в планах создание единого бренда «Креативный Дальний Восток»?

— Трек такой есть. Вообще многие регионы уже работают под брендами «Сделано в...». В Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде этим активно занимаются. На Дальнем Востоке в прошлом году мы спродюсировали Аллею дальневосточных брендов на Форуме креативных индустрий в Хабаровске, который делала Корпорация развития Дальнего Востока. Я знаю, что тема объединяющего регионального бренда в планах у Корпорации. Думаю, скоро увидим конкретные новости по этой теме.

— Как вы оцениваете роль СМИ в продвижении креативных индустрий?

— Два года назад исследования показали, что лишь 1% российских СМИ писали что-либо о креативных индустриях. Это поставило нас перед фактом, что нужно активно включать СМИ в процесс популяризации темы, поскольку в публичном поле КИ слабо представлены. И основная работа по теме ведется только в экспертных и околоэкспертных кругах. Так мы запустили конкурс «Креативные индустрии: журналистский взгляд», цель которого мотивировать больше писать региональные СМИ про КИ. Первых победителей наградили на ПМЭФе в 2024 году. Сейчас уже идет второй конкурс. С этого года партнером конкурса является компания «Татнефть». Также с этого года много медийных партнеров. Кстати, на Дальнем Востоке нас поддержала «ФедералПресс». Так что роль СМИ и различных медиа высока, но сами СМИ пока медленно в это включаются. Надеюсь, после активной работы вокруг принятого закона, после многих публичных выступлений президента по теме ситуация изменится в лучшую сторону.

— Можно ли считать СМИ не только транслятором, но и частью креативной экономики?

— Безусловно. Журналистика — часть креативных индустрий. Я постоянно напоминаю журналистам: вы не обслуживаете, вы создаете рынок вместе с нами. От того, насколько вы в это включены, зависит не только развитие темы, но и ваша финансовая устойчивость. Это прямой интерес.

— Представим, что вы консультируете молодых предпринимателей из Читы в сферах дизайна, IT, медиа и событий. С чего им начать?

— Если они только планируют, надо понимать: путь будет трудным. Миф про свободу и деньги быстро рушится, когда начинаешь. На первых порах нет ни денег, ни времени. Главное — осознать это и быть готовым преодолевать. Но то, что будет толкать вперед – это занятие любимым и своим делом.

Вторая вещь — сосредоточьтесь на локальности. В каждом регионе есть что-то уникальное в культуре, социальной среде, обществе. Найдите и делайте ставку на это. Сегодня чем локальней продукт, тем он глобальнее. Последний пример – группа Ay Yola из Башкирии или тюменские ковры, которые сегодня популярны на Ближнем Востоке.

Также важно понимать: Москва — не является главным местом силы. Да, здесь больше ресурсов, но и конкуренция в Москве запредельная, поэтому потерять свою идентичность в ней очень легко. Сегодня выгоднее возглавить своё направление в регионе и оттуда масштабироваться. Чем менее развит регион — тем больше шансов стать первопроходцем и снять все сливки.

 

Креативная экономика — это не про модные слова, а про реальные механизмы, ресурсы и людей, которые умеют мыслить иначе. Игорь М. Намаконов убеждён: регионы не должны ждать централизованных решений. Всё начинается с тех, кто сам берёт на себя инициативу. Именно такие люди двигают индустрию — в Чите, Якутии, Ульяновске, Калининграде и Тюмени. За таким подходом будущее.

Дополнительно читайте: о развитии креативной экономики в ДФО и Забайкалье.

Читайте также