Во Владивостоке прошёл обучающий форум по креативным индустриям. Представители Забайкалья увидели, как соседи превращают идеи в устойчивый бизнес. Глядя на масштабные и амбициозные проекты дальневосточным регионов, нам захотелось, чтобы и в Забайкалье креативный кластер начал развиваться активнее. Краткие итоги поездки в нашем репортаже.
На форуме во Владивостоке десятки представителей Дальнего Востока учились запускать креативные кластеры. Там были кейсы, цифры, схемы монетизации и примеры работающих моделей. У Забайкалья пока нет даже первых шагов. И если спросить, что было самым полезным на форуме, то каждый участник ответит по-своему, но для нашего региона такие мероприятия — это возможность взглянуть на опыт других регионов, чтобы не плодить свои ошибки. Поэтому сначала давайте посмотрим, что происходит у наших соседей.
Креативные индустрии — это экономика, а не хобби
Креативные индустрии — это всё, что создаётся на основе идей, культуры и технологий: дизайн, музыка, видео, мероприятия, арт, бренды, креативный туризм. Это отрасль, где зарабатывают на смыслах и идентичности, а не только на ресурсах и грузе.
Якутия. Наверное, самым впечатляющим примером является республика Саха (Якутия). Их креативный кластер, который называется «Квартал труда» занимает здание площадью в 14,6 тысяч квадратных метров, это примерно 2,5 Красных площади, если этажи этого здания разместить на одном уровне. У Квартала есть ещё прилегающая территория площадью 9,5 тысяч квадратных метров, в планах дальнейшее расширение. Всего по декабрь 2024 года выручка резидентов кластера составила 700 млн рублей, рассказала Наталья Нарушевич, директор кластера.
Квартал был открыт в апреле 2022 года, и на сегодняшний день в нём сейчас располагается 193 резидента — 42 арендатора и 110 облачных. Они создали 279 рабочих мест и представляют различные креативные индустрии. Самыми крупными являются дизайн и архитектура, музыка и исполнительные искусства, кинопроизводство. Но есть здесь также мода, геймдев, анимация, различные мастера, создающие украшения, и образование.
А для удобства тех, кто хочет посетить квартал, создали мобильное приложение Most (12+), в котором можно полистать афишу, посетить онлайн-кинотеатр и «погулять» по маркетплейсу.
Бурятия. У наших соседей Центр креативных индустрий также обзавёлся своим домом. Их здание находится на реконструкции, и после того, как работы будут завершены, креаторы Бурятии станут новосёлами в 7-этажном здании общей площадью более почти в 14 тысяч квадратных метров.
Для развития они определили 5 ключевых направлений, которые позволят сохранить культурное наследие региона, интегрировав с современными технологиями.
Приморье. И ещё один пример того, как может развиваться креативный кластер — в Приморье вклад креативных индустрий в ВРП составил 1,32%, всего компании заработали 45,5 млрд рублей. Самыми доходными направлениями стали:
На форуме выступали представители всех регионов, делились успехами и планами, но и проблем никому избежать не удалось. Эти барьеры были обозначены как на форуме во Владивостоке, так и в аналитике отрасли:
Если очень коротко, не вдаваясь в долгие описания, то в Забайкалье много талантливых людей, интересных идей, отдельных инициатив. Кто-то делает фестивали, кто-то запускает крафтовое производство, кто-то рисует стрит-арт или снимает видео. Но всё это — поодиночке и «на коленке».
Что же сдерживает развитие креативной экономики в Забайкалье? По моему мнению, основным причин две:
Всё развитие происходит точечно, без масштабируемости. И держится многое на энтузиазме людей, которых вдохновляет малая родина. А когда им перестаёт хватать этого вдохновения — они уезжают. И чаще регион покидает молодёжь, уезжая туда, где есть возможности и среда, а наши местные проекты теряют ключевых участников на стадии становления.
Креативная индустрия — одна из немногих, которая может развиваться без больших вложений в инфраструктуру. Она строится на людях, смыслах, идеях. А этого в Забайкалье достаточно — нужно только создать условия.
Креатив — это про удержание молодёжи. Про туризм. Про производство ценности без добычи полезных ископаемых. Это способ дать региону новый вектор развития.
По оценкам экспертов, даже небольшой, но устойчиво работающий кластер способен создать десятки рабочих мест, привести в регион миллионы рублей инвестиций и увеличить вклад в ВРП. На примере других регионов уже доказано, что креативные индустрии могут стать драйвером новой экономики. Они создают рабочие места, привлекают молодёжь, развивают туризм и экспорт, формируют бренд региона.
Оценка потенциала креативного кластера в Забайкалье:
Что делать прямо сейчас:
И ещё, я бы добавила про роль СМИ в поддержке развития креаторов Забайкалья. Креативная экономика нуждается не только в физической среде, но и в информационной. И СМИ способны сыграть системообразующую роль в формировании креативного кластера, даже в условиях отсутствия инфраструктуры.
Что могут и должны делать медиа:
По сути, активное и вовлечённое медиа — это уже элемент кластера. Оно может выступать медиапартнёром начинающих инициатив.
Пока другие регионы научились зарабатывать на культуре и людях — мы только начинаем делать первые шаги. Забайкалье не звучит как креативный регион — но может зазвучать. Мы пока не входим даже в стартовые списки субъектов, развивающих креативные индустрии. Но стоит изменить отношение, и можно будет сильнее раскрыть потенциал. Только так можно говорить о том, какая будет отдача от этого сектора экономики. Она и сейчас есть, эта отдача, просто она не в тоннах угля, а в человеческом капитале, смыслах, устойчивости.