Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
8 мая 2024, 15:40
8 мая
В Чите:+17°C
$ 91.12
€ 98.31
¥ 12.60

Картины, которые хочется взять с собой: в Чите открылась выставка известного живописца Александра Ванькина

Валентин Олейников
27 апреля в 13:00

26 апреля в Забайкальском художественном музее состоялось открытие юбилейной отчётной выставки «Дорогами родного края» одного из самых почитаемых читинских живописцев Александра Ванькина. Мы побывали на открытии, посмотрели картины, а также пообщались с Александром Алексеевичем о концепции выставки и о его любимых художниках.

В этом году Александр Ванькин отмечает 75-летний юбилей. Вот, значит, большая выставка его работ на весь третий — «козырный» — этаж музея. Вот он стоит в центре зала с фирменным, как будто слегка скучающим лицом, поворачивается то к одному поздравляющему, то к другому; принимает цветы. Букеты мешают сосредоточиться на микрофоне, поэтому не всегда слышно, что говорит виновник торжества искусства. Вот Ванькин, вот все остальные — поклонники, друзья. А вокруг — уверенные и ненавязчивые, словно отражение солнца на водной глади, полотна.

Леонид Рыжов, Валентин Кандалов, Владимир Форов, Иван Блохин… В этом блистательном ряду классиков забайкальской живописи и Александр Ванькин. Он, коренной читинец, с детства был пленён красотой местной природы. И хотя среди его работ много натюрмортов и портретов, центральным жанром был и остаётся пейзаж. Новая выставка это демонстрирует исчерпывающе. Здесь собраны как давние картины, так и совсем свежие.

Например, «Под голубыми небесами» написана в 2024 году. Посмотрите, как точно передан оттенок чистого забайкальского неба.

Или, возьмём прошлогодний пейзаж «Пора листопада»: на фоне того же голубого неба, как язычки пламени, горят едва держащиеся на ветках осенние листья.

К одной из картин то и дело подходили девушки, фотографировали. Это работа 1988 года под названием «Натюрморт с кистями». Есть в этой картине настроение необыкновенной нежности и загадки.

Особым обаянием, как нам показалось, обладал ряд миниатюрных, «карманных», если позволите, картин. Их, честное слово, хочется забрать и носить с собой. Они совсем крошки, но задают ритм всей экспозиции, подчёркивают важность каждого мгновения для художника. К примеру, «В полях Забайкалья» 2001 года: тихий пейзаж в мягких оттенках, который одет в раму кремового цвета со слегка потрескавшейся по краям краской. Фото, конечно, не передаёт нужного эффекта, но, тем не менее, взгляните:

А эту малютку сам Ванькин очень любит. «Ненастный вечер» 1997 года.

«Вон тот маленький этюдик мне нравится, вон дачки наверху маленькие. Пасмурный день такой, спокойный. Это я у друга на даче написал. Думал, что снег пойдёт… На веранде сидел».

А интересно, по какому принципу Александр Алексеевич отбирал работы?

«К работам относишься, как к детям. Это как с фотографиями. Когда смотришь на фотографию — вспоминаешь, что в этот день было, с кем ты разговаривал, где и в каком окружении находился. Так и с картинами. Я понимал, что со временем должен буду сделать выставку персональную из таких картин, поэтому некоторые работы продавать не спешил».

В общем, эта выставка — ретроспектива. Очень личная. Без академизма. От сердца. Но можем ли мы считать «Дорогами родного края» избранным, в котором у художника нет претензий ни к одной из своих картин?

«Нет, вы знаете, у любого художника какая-то работа сильнее, какая-то слабее. Но в основном эта моя экспозиция мне нравится…»

Тут в беседу кто-то вклинивается, спрашивает с хитрецой, когда Александр Алексеич написал «Этюд натурщицы».

— Да это я делал 100 лет назад!

Искушённого, видимо, со всех сторон, любителя живописи ответ удовлетворил, и мы продолжили разговор с мастером. Кого из современных художников, так или иначе связанных с Забайкальем, Ванькин может выделить сегодня?

«Я в основном знаю тех, кому 40 — 45 лет. В Забайкалье талантов очень много. Выделю Кудина Диму. Он окончил академию, и тут я в интернет заглядываю — такие шикарные работы, обалдеть! Работает в направлении реализма, пишет сюжетные картины. Талант. Он много лет прожил в Чите, преподавал в художественном училище. Теперь уехал в Питер».

Не будем забывать, что Ванькин тоже педагог. С 1990 года он преподавал на художественно-графическом отделении Читинского музыкального училища, а затем и в Центральной детской художественной школе. А у кого учился учитель? Иными словами, кого из художников Александр Алексеевич ценит наиболее высоко? Мы попросили назвать топ-3 мастеров изобразительного искусства по версии Ванькина.

«Самый мой любимый художник — Валентин Серов. Он гениален. Также Врубель. Его по сей день никто не может перещеголять, он был очень умён и высокообразован. Репин, естественно. Кроме них, Куинджи и Кустодиев».

Ванькин поделился с нами планами на ближайшее время. По его словам, из-за возраста, который уже не позволяет путешествовать по Забайкалью с этюдником, он будет отходить от пейзажа к портрету. Трудность заключается ещё и в том, что Ванькин попадал в аварию — правая рука была сильно повреждена, запястье не работает. Но он не теряет энтузиазма.

Выставка Александра Ванькина «Дорогами родного края» будет работать до 5 июня, и мы искренне советуем её посетить. Это квинтэссенция мастерства, отточенного многолетним опытом художника. Но главное, это беспримесное естество, свет и утешение. Это мир, которого так не хватает.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: