ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новогодние открытки, созданные с любовью и теплом, могут стать неповторимым подарком

Можно ли заставить ребёнка учиться, и какие методы использовать?

Вечер после работы для многих родителей школьников — очень непростое время. Потому что именно вечером наступает момент делать и проверять уроки. Зачастую всё это действо сопровождается упрёками, капризами, слезами и истериками. 

Ребёнок отказывается выполнять домашние задания, а порой и учиться. Что делать в таком случае родителям? Как мотивировать школьника узнавать новое? Обо всём этом мы поговорили с Петиной Дарьей, педагогом-психологом центра «Семья» в Чите.

Заставлять или нет?

Специалист считает, что последствия жёсткого давления на школьника могут быть диаметрально противоположны. В ситуации, когда родители заставляют детей учиться, есть 2 варианта развития событий.

В первом случае ребёнок может принять такое положение дел и находиться в подчиненном состоянии.

«Он может нормально учиться, зубрить, сдавать экзамены, достичь хороших оценок и найти нормальную работу. И здесь возможно, он будет ненавидеть всю жизнь и потом вспоминать родителей недобрым словом», — рассказывает Дарья.

Может, он в какой-то момент всё бросит и решить начать жизнь с чистого листа и устроить свою жизнь так, как хочет сам. И это не самый плохой вариант.

Во втором варианте ребёнок рано или поздно начнёт бунтовать. До какого-то момента он может выполнять требования, но рано или поздно поймёт, что можно не учиться. Тогда родителю стоит сесть вместе с ребёнком и договориться. 

Давление родителей может быть настолько сильным, что переживания о плохих оценках и успеваемости очень сильно могут повлиять на жизнь чада. Порой дело может дойти до мыслей о самоубийстве, (хоть давление крайне редко может стать причиной, но вполне может стать последней каплей).

Альтернатива жёсткому методу

Психолог объясняет — всё начинается с самого раннего детства. Ещё задолго до походов в детский сад или школу, нужно научить дисциплине. Это касается даже режима дня. Процедуры, такие как купание, одевание, приём пищи, можно обличить в игру.

«У ребёнка должно быть понимание того, что есть определённые правила, есть требования и их нужно выполнять. Но правила, безусловно, не должны быть жёсткими, потому что, в противном случае ребёнок рано или поздно начнёт бунтовать», — рассказывает Дарья.

Следующее умение, которое необходимо родителям — умение договариваться со своим ребёнком. Объяснять самые примитивные правила нужно тогда, когда он начинает входить в социум.

«Как только с ребёнком можно говорить, правила должны быть. Банальное, к примеру, что маму бить нельзя — это правило. Естественно, с первого раза он вас не послушает, потому что это ребёнок, потому что он только начал усваивать опыт, ему всё интересно. И правила должны соответствовать возрасту — не как в концлагере, а они должны быть гибкими, в каких-то случаях должны быть исключения», — делится психолог.

Требования должны быть даже для тех детей, которым родитель предоставил свободу действий. Дети могут во сколько угодно ложиться спать, ужинать тогда, когда захотят и выбирать, что покушать на завтрак, но родители могут поставить условия — просыпаться в 7 утра, идти в школу и выполнять домашние задания.

Главное — найти общий язык и договориться с чадом. Можно найти компромиссы, которые удовлетворят потребности ребёнка и родителя. Например, ребёнок может получать определённые оценки, достаточные для перехода в следующий класс и учиться так, чтобы родителя не вызывали в школу.

Оптимальный вариант — объяснить школьнику, что именно родитель несёт ответственность за ребёнка, и по закону не учиться запрещено. Ребёнок должен понимать, что родители беспокоятся за его будущее.

Немаловажную роль играет мотивация. Взрослый может показать, насколько увлекательно учиться, получать новые знания и применять их на практике.

«Здесь можно показать свои какие-то достижения, дипломы, грамоты. Можно рассказать о том, как родитель этого достиг, чего это стоило и какие были ощущения: удовольствие, приятные чувства», — рассказывает Дарья.

Если взрослый сам проходит курсы повышения квалификации, читает книги, учится чему-то новому и транслирует, что знания — это большие возможности, то и ребёнок будет относиться к учёбе таким же образом.

Нет слова «хочу», есть «надо»!

Зачастую взрослые сами транслируют ребёнку — учёба в школе / институте / университете мне ничего не дала. В таком случае и ребёнок, чувствуя позицию старшего, учиться не захочет. И как бы вы не заставляли учащегося ходить в школу и получать знания, должного эффекта это не окажет. Психолог рекомендует в такой ситуации выделить для себя основные плюсы учёбы и поговорить с ребёнком.

«Можно откровенно сказать, например, знаешь, в какой-то момент мне казалось, что университет был вообще для меня бессмысленным, но я тут подумала и увидела такие-то плюсы», — делится психолог.

Причём, плюсами может стать всё, что угодно — общение с новыми людьми, новый опыт, друзья, высшее образование, которым родитель защищён от сокращения на работе и возможности. Главное — говорить искренне.

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учёбе

Зачастую бывает, что школьник очень сильно переживает из-за неудовлетворительных оценок. Родитель первый делом должен поддержать ребёнка. Для кого-то хорошей поддержкой будут объятия и поцелуй, а с кем-то необходимо поговорить и объяснить, что не стоит зацикливаться на оценках и нагнетать ситуацию.

Следующее — стоит разобрать с ребёнком дальнейшие варианты развития событий.

«Сесть и сказать — давай подумаем, что будет? Ну вот учитель тебя может поругать, а я тебя ругать не буду. Что дальше? Ты расстроишься. Можно сказать, что я бы тоже расстроилась в такой ситуации. А дальше что будет? И вот тут ребёнок застрял, а наша родительская обязанность показать, что ничего катастрофического не случилось. То есть, грубо говоря, что будет дальше — а дальше ты пойдёшь учить стихотворение или по-другому как-то исправишь плохую оценку», — рассказывает Дарья.

Важно объяснить, что можно справиться с любой ситуацией. Конечно, могут быть неприятные, обидные моменты, но решить ситуацию можно и развиваться события могут по-разному.

 

В заключение, мы можем сказать — заставить ребёнка учиться полностью невозможно. Однако, есть эффективные методы, которые можно использовать для мотивации и поддержки ребёнка в процессе обучения. Создайте комфортную обстановку, мотивируйте и покажите на собственном примере, что обучение — это увлекательный процесс, который поможет достичь успеха.

Не забывайте хвалить ребёнка, интересоваться успехами и увлечениями, а также помогать при возникновении сложностей. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подбор методов обучения должен основываться на его индивидуальных потребностях и способностях, а самый лучший учитель для ребёнка — это вы сами. 

Читайте все статьи проекта «Билет в будущее» здесь.

Читайте также