«Профессия — это на всю жизнь» — по такому принципу жили наши мамы и бабушки, но сейчас технологии изменили жизнь. Пройти курсы, научиться чему-то новому стало намного проще. И всё же к выбору профессии школьники и их родители относятся очень ответственно. Как родителям помочь своему ребенку определиться с будущим и найти своё место в обществе? Разбирался корреспондент ИА ZabNews вместе с педагогом-психологом высшей квалификационной категории Инессой Космаковой.
Инесса Космакова объясняет — если говорить о среднем и старшем звене школьного обучения (это 8-11 класс), то в первую очередь необходимо обсудить с ребёнком вопрос профессионального самоопределения, чего хочется ему и к каким профессиям у него есть определённая тяга. Если ребёнку сложно назвать определённые профессии, то ему могут помочь профориентационные тесты, которых в Сети достаточно.
Также можно обратиться к специалисту по профориентации, который поможет ребёнку определиться со своим будущим, предложить посещение «ярмарок профессии», профориентационные тренинги и игры.
Кстати, 21 октября в Читинском педагогическом колледже пройдёт День открытых дверей. Подробнее об этом мы писали тут .
После определения с профессией важно понять мотивацию ребёнка к деятельности, в этом может помочь тест «Мотивация профессиональной деятельности», далее необходимо соотнести полученные данные с выбранной профессией: сможет ли подросток удовлетворить свои потребности в данной профессии? Если да, то отлично, если нет, то можно предложить ему выбрать другую профессию или составить такой план развития, чтобы выбранная профессия соответствовала мотивации.
Давление на ребёнка сделает только хуже — школьник станет ещё больше сопротивляться. В таком случае может даже потеряться контакт между взрослым и школьником.
«Однозначно на детей не нужно давить. Нужно быть рядом и поддерживать, так как если ребёнок не хочет определяться с профессией, на это есть причины: страхи, тревоги, непонимание и так далее. Важно выявить причину и работать с ней», — советует психолог.
Советы родителям
1. Дайте ребёнку пространство для выбора. Если у вас есть сомнения на счёт выбранной профессии, обсудите их с ребёнком, не обесценивая его выбор.
2. Вместе с ребёнком изучите современные и востребованные профессии, изучите предложения местных и иногородних ВУЗов и СУЗов, расскажите об особенностях студенческой жизни.
3. Создайте «запасной план», а лучше два. Они будут необходимы, если ребёнок не сможет поступить на выбранную специализацию. Вместо того, чтобы разочаровываться (а подростки ох как тяжело это переживают) и ждать ещё год для поступления, можно будет реализовать «запасной план».
4. Помогите ребёнку создать перспективный план профессионального развития, чтобы он уже сейчас понимал на какие предметы нужно обращать более пристальное внимание, а какие достижения помогут ему успешной пройти конкурс на обучение.
5. Будьте рядом, делитесь своим опытом, по возможности дайте ребёнку «примерить» выбранную профессию.
Истории забайкальцев
Даже если ничего не получилось, расстраиваться не стоит. Всегда можно начать с чистого листа и изменить свою жизнь. Мы спросили жителей Забайкальского края, как они выбрали свою профессию и вот такие ответы получили.
Саяна, художница, училась на художественном факультете:
«Как таковой альтернативы не было. Вся моя семья, родственники работают в этой сфере, около искусства. Я, ещё будучи школьницей, посещала художественный класс. Поэтому после окончания школы я поступила на «художку» и даже не рассматривала другие профессии. На самом деле, специальность «художник» — это слишком широко. После окончания все выпускники выбирают для себя конкретное направление и углубляются в него, получая более узкую специализацию. Например, я выбрала для себя портреты и иллюстрации. Сейчас я выполняю заказы по изготовлению иллюстраций.
Настоящим художником можно стать только по призванию. Но не исключается и возможность быть ремесленником. Для того, чтобы рисовать несложные картинки для сайтов или статей, не обязательно иметь талант, достаточно развить в себе насмотренность и овладеть техниками. К тому же, сегодня работу сильно облегчают технологии. Если раньше любая картинка — это было обязательно нарисованное от руки произведение, то сейчас можно создать такие картинки по шаблонам или даже сгенерировать их с помощью нейросетей».
Дарима, 7 лет работает патологоанатомом и судмедэкспертом, никогда не боялась трупов:
«Закончив медицинский, я поступила в интернатуру по специальности «патанатомия», а после окончания интернатуры я обнаружила, что по моей специальности нет свободной ставки, но была свободная ставка врача судебно-медицинской экспертизы. Поэтому я сразу поступила в ординатуру по этой специальности. Получив диплом, я начала работать врачом-судебно-медицинским экспертом.
Судмедэксперт работает с трупами криминального, насильственного характера, а патологоанатом работает с трупами людей, умерших по естественным причинам, например, от заболеваний. Я люблю свою работу. После окончания вуза я, не раздумывая, выбрала эту специальность, я сразу знала, куда я пойду. Конечно, возникают рабочие моменты, когда устаёшь, когда бывает много работы. Но в целом я считаю, что я выбрала именно ту специальность, которую хотела».
Татьяна, сурдопереводчик с образованием филолога:
«Изначально я выучилась на филолога, проработала по специальности 6 лет, и случайно узнала о жестовом языке, мне стало интересно. Прошла трёхмесячные курсы, и меня затянуло. Вскоре я получила полноценное образование и теперь работаю с людьми с нарушением слуха. Ни разу за свою жизнь я не пожалела, что поменяла профессию. Хотелось бы обратиться ко всем школьникам — не стесняйтесь пробовать новое! Образование, конечно, очень нужно, но, если вы вдруг поняли, что это не ваша специальность и вам не нравится эта работа, меняйте. Ищите себя и бойтесь экзаменов!».