Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
19 апреля 2024, 18:06
19 апр.
В Чите:+9°C
$ 94.09
€ 100.53
¥ 12.98

«Я решил просто потыкаться, побаловаться». Как студент начал писать музыку в комнате общаги

Виктория Кузьмина
11 февраля 2023

Студенческая общага, стол с ноутбуком и открытая программа для записи треков, а на фоне — песни Rammstein, которые слышит половина этажа. Только вот музыка немецкой группы в этом случае лишь шум, и он мешает творческому процессу молодого студента Забайкальского государственного университета Савелия Слепченко. Он записывает песни, но не в профессиональной студии, а в обычной комнате общежития. Мы погрузились в творческий мирок парня, которому нравится создавать свою музыку, и узнали, какими бывают читинские музыканты.

«Я решил просто потыкаться, побаловаться, и началось»

Наверняка многие из нас в подростковом возрасте учились играть на гитаре. Ставили первые аккорды, учили любимые песни и даже мечтали создать группу. В случае с Савелием всё было немного по-другому. Первый музыкальный инструмент ему подарили на 16-летие в детском лагере — дешёвый китайский синтезатор, который одновременно издавал восемь звуков. На нём парень разучивал базовые аккорды и играл свои первые мелодии. Но на мысли создавать собственную музыку его натолкнул не синтезатор.

Всё началось со скачивания программы FL Studio (16+), предназначенной для записи и сведения треков. Савелию она понравилась, потому что выглядела самой примитивной и дружелюбной к новым пользователям. В ней удобный графический интерфейс: во время работы сразу видно инструменты, с которыми ты работаешь, за счёт чего ориентироваться проще. Первые треки парень создавал по схеме: тыкать наугад всё что можно и пробовать разные функции. 

«Было криво просто до ужаса, но со временем, чем больше опыта набираешься, чем больше смотришь гайдов на YouTube, статьи читаешь, начинаешь более-менее понимать, что ты делаешь, — делится Савелий. —  Чем лучше ты понимаешь свой процесс, тем больше ты приобретаешь свободы в этом действии».

Пока он осваивал программу, в домашней студии начинающего музыканта, которая представляет собой самую обычную комнату в общежитии, постепенно появлялось новое оборудование. Укулеле ему подарили, а разбитая акустическая гитара досталась от знакомого. Знающий человек помог восстановить инструмент, и Савелий начал его осваивать, прокачивая свои музыкальные навыки. Потом ещё была электрогитара, которая тоже стала отличным дополнением к имеющемуся арсеналу. Помимо гитар, Савелий приобрёл MIDI-клавиатуру со множеством функций и достаточно простую в использовании. Это такая электронная музыкальная клавиатура, на которой можно играть разными звуками: скрипки, барабанов, гитары и других инструментов.

Последним важным элементом всей этой системы домашней студии стала звуковая карта. Она позволяет записывать качественный звук и оптимизировать работу музыканта. Всё собиралось по частям, и теперь ему есть где разгуляться. Самое главное, было желание создавать собственную музыку, тогда появились возможности.

«Я стараюсь писать совершенно разную музыку»

Goc! — небольшой музыкальный проект Савелия, который начинался со стримингов. В 9-10-х классах парень завёл паблик во «ВКонтакте» под названием SaintOwl, где всё было посвящено видеоиграм. Со временем он понял, что стриминг ему не особо интересен. При этом он приносил доход, благодаря чему Савелий купил хороший микрофон. И вот в один момент SaintOwl превращается в Goc! , а видеоигры сменяются музыкой.

Многие музыканты никому не показывают свой самый первый трек и пытаются забыть его как страшный сон. У Савелия примерно то же самое — неопубликованный трек лежит в закромах аудиозаписей. По его словам, он «дико недоработанный», а записанный голос совсем не похож на его собственный. Свои первые треки парень открыто называет третьесортными — это небольшие мелодии, которые он собрал в один альбом The beginning и подписал фразой «Первая фаза». Неким переломным моментом в его творчестве стал сингл Taste of love, выпущенный два года назад. Тогда он начал стараться и стал делать все треки разными. 

Послушать музыку Савелия можно по ссылке во «ВКонтакте»

«Я могу за пять минут накидать какую-нибудь музыку в стиле ретро, потому что это самый легкий жанр для воспроизведения, но такие проекты я удаляю, они скучные. Мне неинтересно, когда один трек похож на другой», — говорит музыкант. 

Савелий работает в стилях хип-хоп, техно, русский рок, инди-рок. Из-за комплекса по поводу своего голоса и перфекционизма он почти не выпускает песни и пишет в основном мелодии. Парень привык выверять свои записи, то, как они сведены и как звучат, и не видит смысла выкладывать что-то плохое. 

Тем не менее он выпустил уже 17 треков и три альбома. Свою небольшую аудиторию Савелий описывает как «максимально ламповых и чилловых ребят», которые привыкли морально поддерживать его и его творчество, следить за развитием и ждать любой новый материал.

«Всё начинается с набросков»

Творческий процесс создания трека у Савелия начинается с пары строчек, которые приходят в голову. Нужно время, чтобы «выходить» их, напевая и дописывая что-то новое либо оставляя всё как есть. Следующий шаг — подбор аккордов за гитарой или укулеле и сочинение мелодии. Савелий признаётся, что как гитарист он достаточно примитивен, большинство его песен можно исполнить простым боем (приём игры на гитаре, когда звук извлекается при ударе по всем струнам сразу — ред.) и базовыми аккордами.  После этих нехитрых махинаций можно начинать запись в программе FL Studio.

Процесс звукозаписи Савелий делит на два этапа: преобработку и постобработку. Во время преобработки он накладывает подходящие эффекты, прописывает партию барабанов, добавляет звуки других инструментов. При создании музыки парень отдаёт предпочтение простым барабанным партиям и синтезаторам разного рода. Также ему нравятся духовые инструменты типа тромбона, трубы и саксофона — это всё из-за любви к джазу, однако в свои треки он добавляет их редко. Инструменты можно вставить в программе через специальные функции или записать их вживую. Так получается первая версия трека.

На этапе постобработки композиция окончательно доделывается и регулируется, например, звук поправляется с помощью эквалайзера — делается громким или тихим, добавляется или убирается эффект «дисторшн», который делает звук более агрессивным и грязным. 

«У меня такой подход — я больше времени зачастую трачу на то, чтобы разработать трек ещё до его записи. Когда я уже сажусь, знаю, какое звучание хочу, настраиваю все эффекты, в целом у меня три-четыре часа уходит на запись трека», — рассказывает Савелий. 

При этом у него нет никакого музыкального образования, он не знает базовую теорию музыки. Несколько его знакомых закончили музыкальные школы, но они могут лишь воспроизвести чужое произведение, а написать своё не получается. Он понял, что главное практиковаться, поэтому учился всему сам с полного нуля: источником теории стал интернет, а в её отработке помогали живые инструменты. 

У Савелия даже появилась своя система: изучил песню — возьми из неё аккорды и сыграй в другом порядке, изучил партию в песне — сыграй наоборот, поменяй ноты местами и слушай, как это звучит. Так развивается музыкальный слух, и уже можно сочинять собственную музыку. Собственно, записи и сведению он учился прямо в программе FL Studio. Она помогла разобраться, как писать инструментальные партии: синтезаторы, барабаны, скрипку. По сути, компьютер уже сделал всё за тебя, можно скачать дополнения к программе и «писать партии саксофона просто на клавиатуре».

«Если не знаешь, о чём писать, пиши о том, что есть вокруг»

На самом деле, запись песни ещё не самое важное. Она появляется благодаря вдохновению, и Савелий в этом плане очень категоричен: его невозможно заставить написать что-то, всё получается только если поймать настроение или если «горит душа».  Он ищет вдохновение в собственной жизни, которая пусть не особо насыщенная и яркая, но отдельные события запускают творческий процесс: 

«По сути, моё вдохновение идёт из воспоминаний. Вспомнил какое-то событие, оформил пару лирических строк, и всё идёт дальше», — так описывает музыкант творческий процесс. 

Например, сейчас в работе у Савелия две песни, которые появились на основе воспоминаний об отношениях с девушками. Каждая из этих историй закончилась неудачно, но сами по себе они были прекрасны, поэтому треки он создаёт с особой заботой.

Парень уверен, что вдохновение можно поймать от чего угодно, даже от самых простых вещей,  из-за чего многие знакомые называю его романтиком.

 »Главное то, как ты смотришь на жизнь, а не то, что ты потребляешь. Потреблять можно всё, что угодно, а вот рефлексировать надо постараться», — уверяет Савелий.

«Я буду выпускать контент для души»

Ощущать себя именно музыкантом он начал совсем недавно. Парень считает, что для этого нужно просто любить и играть музыку, неважно, профессионально или нет. Написание музыки для него удовольствие, а теперь иногда он ещё выходит «стритовать» — прямо на улице играет разные мелодии на укулеле. Савелий честно признается, что пока не знает, как продвигать своё творчество, но каждый раз рад получать обратную связь от слушателей в виде лайков, комментариев, репостов и фраз «трек правда зацепил, я себе добавил/ла». Он не гонится за количеством прослушиваний, а просто занимается тем, что нравится: 

«Я пишу музыку, чтобы выразить свои мысли, свои идеи, поделиться своими ощущениями. Поэтому мне без разницы, вырастет паблик или нет», — признаётся Савелий. 

Не все музыканты собирают группы, постоянно выпускают свои песни и едут в туры. Находятся и те, кто пишет для себя и остаётся этим доволен. Они, как Савелий, понемногу обустраивают собственные музыкальные студии и создают музыку. Главное прислушиваться к себе, своим желаниям и запастись терпением на пути к развитию в любимом деле.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: