В обществе давно укоренилась установка: школа — это место, где взрослые воспитывают детей, а значит, именно дети нуждаются в защите. О буллинге среди учеников знают многие, его изучают, обсуждают и пытаются предотвращать. Но куда меньше внимания уделяется другой, не менее тревожной проблеме — когда объектом травли становится сам учитель.
Унижения, киберпреследование, насмешки, игнор, намеренное подрывание авторитета — всё это реальность, с которой сталкиваются педагоги. Чаще всего — в одиночку. Тема буллинга со стороны учеников по-прежнему остаётся табуированной, и именно поэтому важно говорить о ней громко, всерьёз и с привлечением всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников и администрации.
Когда речь заходит о школьном буллинге, общество почти автоматически представляет себе ребёнка-жертву и агрессивных сверстников. Но существует менее обсуждаемая, хотя и не менее опасная ситуация: буллинг, направленный против самого учителя. По словам Елены Харитонцевой, преподавателя Московского института психологии и клинического детского и подросткового психолога, в России не принято говорить о травле учителя. Между тем, по результатам опросов, подавляющее большинство педагогов в той или иной форме сталкивались с агрессией со стороны учеников. Особенно часто это происходит в 6–9 классах.
«Игнорирование, передразнивание, угрозы, насмешки, физическое воздействие, травля в социальных сетях — всё это происходит со стороны учеников. В такой ситуации учитель чаще всего остаётся совершенно один», — отмечает эксперт.
Елена Харитонцева подчёркивает, что обычно в таких случаях во всём винят самого преподавателя: «Это учитель сделал что-то не так/Взрослый человек несёт ответственность/Учитель сам виноват, не умеет разговаривать с детьми».
Почему ученики травят педагогов: главные причины и механизмы
Руководитель нейроцентра «Учим Учиться» Ирина Зуева считает, что причин, по которым школьники начинают травить учителя, множество. Это и стрессовая рабочая обстановка, и снижение уважения к педагогической профессии, и влияние социальных сетей. Именно соцсети создают «безопасную» платформу для унижения: за экраном ученики чувствуют себя безнаказанными.
«Анонимность зачастую подталкивает учащихся к агрессивным действиям по отношению к учителям», — говорит эксперт.
Елена Харитонцева подчёркивает: дело не во внешности или возрасте учителя, и даже не в его стиле преподавания. Настоящая причина буллинга — разрушенная групповая динамика внутри класса или всей школы. Это неличная проблема одного педагога. Это системный сбой.
«Причина буллинга комплексная – это негативная групповая динамика в классе. А скорее всего — во всей школе», — объясняет психолог.
Буллинг почти всегда развивается по асимметричному сценарию: группа нападает на одного человека, значительно реже — на двоих. Остальные становятся молчаливыми свидетелями, потому что интуитивно чувствуют: не вмешиваясь, они защищают себя. Но суть буллинга в том, что смена школы или коллектива редко решает проблему: травля не исчезает, она просто находит новую жертву.
Буллинг в отношении педагогов имеет множество форм — от насмешек и словесных оскорблений до систематических провокаций и прямого подрыва авторитета в классе. По словам Ирины Зуевой, наиболее распространённые проявления — это именно ежедневные мелкие акты унижения: шёпот за спиной, демонстративное игнорирование, издевательские комментарии. Однако сегодня всё чаще учителя сталкиваются с кибербуллингом — когда травля выходит в цифровую среду и усиливается многократно.
Ученики создают унизительные посты и мемы, записывают видео втайне, пародируют учителей в сторис и распространяют оскорбительные сообщения в школьных чатах. Такие атаки не ограничиваются рамками школы и не прекращаются после звонка с урока. Воздействие кибербуллинга оказывается более продолжительным и болезненным, чем традиционные формы: оно нарушает личные границы, не имеет чётких границ и часто остаётся безнаказанным.
Дополнительную нагрузку создаёт и сама цифровая среда. Алгоритмы социальных платформ могут невольно усиливать эффект травли, вновь и вновь показывая жертве унизительный контент. При этом обратиться за помощью учителю бывает крайне сложно.
«Беспомощность жертвы – вот что объединяет все виды буллинга. Жертве никто не верит и не воспринимает ситуацию всерьёз. В ситуации буллинга учителя всё воспринимается как детские шалости или всё списывается на трудности подросткового возраста», — объясняет Елена Харитонцева.
Многие педагоги боятся быть обвинёнными в слабости или непрофессионализме. Жалоба может показаться «признанием поражения», особенно если в коллективе принято замалчивать подобные истории. Ирина Зуева подчёркивает: страх изоляции, недоверие к руководству и стереотип «учитель обязан справиться сам» приводят к тому, что многие предпочитают молчать, пока ситуация не становится критической.
Но важно помнить: буллинг — это не личная слабость. Это системная проблема, требующая коллективного решения.
Елена Харитонцева подчёркивает: эффективная профилактика буллинга невозможна без системного подхода. Важно вовлекать в работу не только самих учителей и учеников, но и родителей, а также администрацию школы.
Что же может сделать учитель, чтобы помочь себе в ситуации буллинга? Эксперты предлагают несколько шагов:
Буллинг учителей — это нечастный случай и не слабость отдельных педагогов. Это симптом неблагополучной атмосферы в школе, следствие отсутствия поддержки и перекоса в понимании границ допустимого поведения. Пока учителя продолжают страдать молча, а ученики чувствуют себя безнаказанными, школа теряет свою опору.
Учитель — это не мишень и не «сам виноват». Учитель — это человек, которого должно защищать профессиональное сообщество и система образования. И чем раньше это станет нормой, тем безопаснее будет школа — для всех.