Студенты, обучающиеся на педагогов, рассказали ИА ZabNews, какие меры поддержки помогли бы остаться в професии.
Почти 60% студентов рассказали, что хотят стать учителем по собственному желанию. 26,3% будущих педагогов поделились, что поступили на эту профессию, потому что больше «некуда поступать», ещё 5,3% прошла по баллам ЕГЭ на бюджет, столько же «ищет себя». 26,3% опрошенных отметили, что это «долгая история».
Уверены в том, что дальше будут работать по профессии всего лишь 52,6% студентов, 10,5% отказались от профессии категорически, а 36,8% — в раздумьях.
Самая частая причина, по которой студенты не хотят работать учителями – маленькая зарплата и условия труда (например, нужно возвращаться в деревню, где неразвита инфраструктура). Четверть респондентов сообщили, что хотят уехать из Забайкалья, а 12,5% студентам не нравится сама работа.
Стоит отметить, что о мерах поддержки от государства знает почти половина будущих учителей.
При этом переубедить будущих учителей не покидать профессию, может повышение зарплаты всем учителям – этот вариант выбрали 76,5% опрошенных. Удивительно, что ни один из респондентов не отметил “подъёмные молодым учителям”! Второй популярный вариант, что могло бы переубедить студентов – это уменьшение нагрузки. Предоставленное жильё и уменьшение нагрузки в плане бумажной работы и отчёты может помочь остаться в профессии всего 11% забайкальцев.
Обучающиеся отметили, что зачастую они не чувствуют уважения, как к молодым специалистам.
«Прежде всего, не только власти должны поддерживать молодых учителей, а старший коллектив в самой школе. Бывает, что молодые учителя уходят из-за «гнёта» старших. А денежные вознаграждения, введённые в этом году, не такие, как и ожидалось», — рассказала одна из опрошенных читинок.
«Как минимум сделать возможным семейный досуг в крупных посёлках. Для этого нужна поддержка малого бизнеса и план по развитию. Также предоставлять хотя бы общежитие семьям, т.к. не везде это есть. Сделать производственную практику приближённой к реальной на первом курсе в виде, хотя бы кружка. Обучать реально нужным знаниям работы в школе и курировать молодых учителей или хотя бы контролировать их работу, чтобы была возможность сразу начать работать как нужно, а не допрашивать других учителей и руководящий состав. Но не только нужна поддержка от государства, но и нужно обязывать закончивших педагогическую специальность отработать хотя бы 2-3 года по специальности, т.к. нехватка кадров очень сказывается на нагрузке молодого специалиста. За 2 года реально понять, твоё это или нет», — высказалась на условиях анонимности будущий педагог.
О мерах поддержки учителей рассказали и в Минобразе Забайкалья. По словам специалистов ведомства, молодые специалисты в возрасте до 35 лет ежемесячно получают надбавку к окладу в первые три года в размере 80%, в течение четвёртого — 60%, в течение пятого — 30 %. Сколько составляют в итоге надбавки и сколько молодых специалистов её получают, в министерстве не уточнили (равно как и по всем нижеперечисленным мерам поддержки в Забайкалье).
Также молодым учителям, которые работают на селе, увеличена тарифная ставка на 25%, предоставляется ежемесячная компенсация части расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Минобраз добавил, что реализуется и программа “Земский учитель”, а со следующего года ведомство планирует предоставлять дополнительных мер социальной поддержки целевикам. Предварительно на предоставление указанной меры поддержки потребуются дополнительные средства из бюджета Забайкалья в размере 4 миллионов рублей. Кроме того, рассматривается вопрос строительства в Дальневосточном федеральном округе наёмных домов в целях предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, в том числе молодым специалистам и студентам.
Из всего этого можно сделать вывод, что для привлечения педагогов важно не просто сделать надбавки к зарплате (которые, кстати, со временем исчезают), но и работать над условиями труда. Несомненно, жильё и льготы сыграют свою роль в ситуации с катастрофическим дефицитом педагогов, но надолго ли? Пока в Забайкалье не станут уважать педагогов, хотя бы в самих коллективах школ, пока бумажной работы будет больше, чем самой педагогической, и пока студенты на практике будут заниматься чем угодно, но не учить – дефицит в этой сфере в регионе так и не исчезнет. Конечно, можно говорить и о том, что край непривлекателен для самих жителей, но это уже, как говорил уважаемый и любимый Леонид Семёнович Каневский, совсем другая история.
Фото на превью — dzen.ru