ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новогодние открытки, созданные с любовью и теплом, могут стать неповторимым подарком

Коммерциализация СМИ в Забайкалье: от СССР к Российской Федерации

В условиях работы современного информационного общества значимую роль в формировании медийного образа как отдельного человека, так и больших структур наподобие коммерческих компаний или государств играют средства массовой информации. Но после распада СССР в России, и в том числе в Забайкалье, появились коммерческие СМИ. В связи с этим печатные и телевизионные издания должны были адаптироваться к новым экономическим условиям, что повлияло на подход журналистов к работе и на причины создания материалов. Как и почему это происходило, мы расскажем в нашем материале.

На протяжении практически 70 лет XX века информационная политика, в том числе и идеология всех изданий в нашей стране формировалась государством. Также дела обстояли и с финансированием СМИ, которые были полностью обеспечены государством, и которым не требовалось при своей работе ориентироваться на вопросы спроса и потребления у своих читателей, зрителей и слушателей. Исходя из этого, идеологическая окраска любого журналистского материала в тот период также определялась политикой государственного аппарата.  

В период существования Советского Союза все средства массовой информации, будь то печатная пресса, радио или телевидение, были подчинены единой идеологии и государственной информационной политике. После событий Великой Октябрьской революции 1917 года (09 ноября по новому стилю) Совет Народных Комиссаров издал Декрет о печати. Документ законодательно закрепил следующие тезисы: 

1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 

  • призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству;
  • сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 
  • призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно-наказуемого характера.

2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.

3. Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.

 6 июня 1922 года на основании Декрета Совета народных комиссаров  РСФСР было образовано Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит. Вплоть до 1991 Главлит был главным цензурным органом в стране, который контролировал печать, радио и телевидение в СССР. 

Главлит был воплощением института цензуры. Сотрудники управления  осуществляли предварительный просмотр рукописей, печатных периодических и непериодических изданий, фотографий, карт, рисунков и других материалов, предназначенных для публикации или распространения. Также в их обязанности входила разработка и контроль выполнения распоряжений и постановлений органов власти, нормативных документов по вопросам печати, а также деятельности издательств, типографий, библиотек и книжных магазинов. 

Таким образом, государственная монополия на издание и контроль СМИ в Советском Союзе сохранялась вплоть до развала страны в 1991 году.

Правда, первые зачатки для будущих частных СМИ появились ещё при существовании Страны Советов с приходом на должность генерального секретаря коммунистической партии СССР Михаила Горбачёва. 

Горбачёва избрали на должность 11 марта 1985 года. Уже через месяц, 23 апреля 1985 года, на Пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил о программе широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», то есть о начале перестройки. С началом перестройки начались послабления для СМИ в плане печати материалов, которые в той или иной степени позволяли больше вольностей в отношении своего содержания:

  • 18 октября 1985 года — публикация статьи Эдвина Поляновского «После анонимки», первого из текстов «Известий», которым был посвящён теме доносов;
  • Рональд Рейган дал интервью «Известиям». Это был первый случай за 25 лет, когда президент США давал интервью советским СМИ;
  • 19 октября 1985 года — в «Комсомольской правде» появляется жанр «Прямой линии»;
  • 13 февраля 1986 года — в газете «Правда» публикуется материал «Очищение. Откровенный разговор». В этой работе автор призывает к чистке партийных рядов от коррупционных элементов;
  • 19 февраля 1986 года — в эфир советского телевидения выходит телемост «Ленинград — Сиэтл».

Уже 25 февраля Горбачёв заявил о необходимости политики гласности для положительных перемен в государстве. С этого момента, как в советской печати, так и на советском телевидении начинают появляться материалы, которые критикуют некоторые аспекты жизни советской действительности. Собственно говоря, начинается политика гласности. Контроль государственной цензуры над материалами СМИ значительно ослабевает, но при этом всё ещё имеет место быть. Институт цензуры в Стране Советов официально просуществовал до 1990 года.

12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон «О печати и других средствах массовой информации». Текст закона заявлял о недопустимости цензуры в СССР, а также законодательно и юридически закреплял возможность создания независимого от государства СМИ,

В печатных и аудиовизуальных СМИ начали распространяться материалы, критикующие советскую действительность и транслирующие точки зрения, которые шли в разрез с точкой зрения главенствующей тогда коммунистической партии.

После подписания Беловежских соглашений и распада СССР в 1991 году институт цензуры как таковой прекратил своё существование. 22 ноября 1991 года по приказу министра печати и массовой информации РСФСР Михаила Полторанина Главлит был упразднён. Вместо него Советом министров страны была образованна Государственная инспекция по свободе печати и массовой информации.

Трансформация системы советских СМИ Забайкалья, на тот период истории ещё Читинской области, происходила аналогично с такими же процессами по всей России. Данный регион, как в тот момент времени, так и сейчас, является провинцией страны, удалённой от центра государства на многие тысячи километров. По этой причине различные политические и общественные процессы по трансформации этого общества происходили в области с меньшей интенсивностью.

Первые частные СМИ начали появляться в области уже после развала Советского Союза. Одними из первых таких частных СМИ в Читинской области были газеты «Ваша реклама» и «Эффект», учредителем которых был Михаил Степанов. Первый выпуск газеты «Эффект» вышел 02 июля 1993 года. Помимо этого Степанов был учредителем таких СМИ — «Популярное радио», газет «Забайкальское подворье», «Сельский сход», «Ваша реклама Плюс». По сути своей Степанов являлся медимагнатом, первым человеком в Читинской области (ныне Забайкальский край), кто начал заниматься коммерческой журналистикой в таких масштабах и вполне успешно. Его можно назвать отцом современной забайкальской журналистики.

Фото: Даниил Батеев/ ИА ZabNews

Конечно, стоит отметить, что в перечень первых коммерческих областных СМИ входила также, к примеру,  газета «Азия» (позже «Азия-Экспресс») — зарегистрирована она была 20 декабря 1991 года. Но до масштабов деятельности Степанова она в те времена не достигала. Хотя этот проект оказался удачливее всех детищ медиамагната, так как «Азия-Экспресс» существует и по сегодняшний день, тогда как «Эффект» и прочие издания Степанова давно закрылись.

Все выше перечисленные издания брали читателя своей новизной. Если рассматривать примеры советских газет Читинской области, то прежде всего следует упомянуть региональное издание «Забайкальский рабочий», а из районных — «Нерчинскую звезду», «Красное знамя» и т. д. 

В каждом районе Читинской области существовала своя газета. Верстались они примерно по одному и тому же принципу: около половины каждого выпуска занимали материалы, связанные с событиями местного, областного масштаба; другую — занимали материалы, связанные с событиями всесоюзного или мирового масштаба. Различные статьи о политике и противоборстве советского и капиталистического блоков занимали значительную часть большей части выпусков. 

Стоит учитывать, что в тот период времени телевидение, особенно в районах, было развито на высоком уровне, Читинской области вещание шло на весь регион. Но несмотря на это, большую часть новой информации граждане узнавали или по радио или из газет. По этой причине значительную часть каждого выпуска и занимали новости всесоюзного значения. Редакции отрабатывали идеологическую повестку и таким образом также закрывали спрос у аудитории области.

Пресса же постсоветского времени уже практически не оглядывалась на государство, роль власти в делах СМИ свелась к минимуму. Такие издания, к примеру, как «Забайкальский рабочий» или районные газеты как «Нерчинская звезда» или «Красное знамя» всё ещё оставались частью провластных структур, но тем не менее появилось множество независимых коммерческих изданий, которые уже напрямую ориентировались на вкусы населения. Стали преобладать материалы на темы криминала, бизнеса и местные новости. Материалы, посвящённые событиям всероссийского и мирового уровня, начали отходить на второй план. Хотя полностью они на тот момент не пропали.

Помимо этого большую роль в областной прессе стали играть различные акции. Для привлечения новой аудитории и для увеличения активности уже имеющихся читателей, редакции стали устраивать различные активности, будь то конкурсы, субботники или благотворительные акции. В сравнении с прессой советского времени это был большой шаг вперёд. Читатель напрямую мог повзаимодействовать с изданием и его сотрудниками, тем самым подчеркнув его авторитет. Аудитория видела, что пресса открыта к диалогу с ними и потому охотнее доверяла изданиям. 

Ещё одно чёткое отличие от прессы времён Страны Советов — коммерческая реклама. Она появилась с приходом капитализма в Россию. Предприниматели начали рекламировать свои товары и услуги. На этом поприще хорошо зарабатывала и пресса. В области даже было издание, всё содержание которого составляла реклама. Это была газета «Ваша реклама» под издательством Михаила Степанова, которого мы упоминали ранее. Это важный прецедент, который показывает, насколько в новом обществе была востребована реклама. Помимо того, реклама появилась и в обычных газетах. Самые частые места для размещения рекламы — первая полоса, вложение в середине номера и последняя полоса газеты. Существенную часть прибыли коммерческие издания как раз получали от рекламы, чего в советское время не было.

Также стоит упомянуть телевидение и радиовещание. Телевидение того периода было таким же как и в остальном Союзе. Было три государственных канала. При этом на местное телевидение отводилось около четырех часов эфирного времени. В период начала 1990-х годов на местном телевидении Читинской области присутствовали свои телепередачи: «Музыкальный лабиринт», «Возьми свой крест», «Мирный атом», «Новый день», «Колос», «Губернаторский час», «Музыкальный дождик», «Народный микрофон» и «Спортивный город — Чита», «Книжная палата», «Встречи», «Зажгутся свечи в доме декабристов», «Московский тракт». Все передачи были организованы тематической группой ГТРК «Чита». 

Качество съёмки передач было на достаточно неплохом уровне. Также в области выходили и свои выпуски новостей. После распада СССР в эфире стала появляться коммерческая реклама. В новых реалиях телевидение тоже должно было зарабатывать деньги, даже если оно было государственным. Первый независимый телеканал появился в Забайкалье в 1992 году — это был телеканал «Альтес».

Радиовещание в области было развито, но не в таких масштабах как в Центральной России. В области существовали свои радиостанции — Читинское радио, Даурия, «Радио России — Чита». В августе 1991 года основной волной Читинской области становится именно «Радио России — Чита». Читинское радио оставляет за собой эфирное время. Основной контент местного радио составляли новости и музыкальные передачи. 

С развалом Страны Советов в эфир радиовещания проникла реклама. Радио тоже пришлось подстраиваться под новые условия. В области появилась коммерческая радиоволна — «Популярное радио». «Популярное радио», как и газеты «Эффект» и «Ваша реклама» учредил Михаил Степанов. Радиостанция просуществовала до 2022 года.

Таким образом, охарактеризовать журналистику Читинской области в период начала 1990-х годов можно следующим образом: до развала СССР в 1991 году все СМИ в Читинской области, будь то пресса, телевидение или радиовещание были частью государственной системы. Они не были нацелены на зарабатывание денег в том или ином виде, а отрабатывали политическую и повестку. После же распада Советского Союза в области появились первые независимые от государства и коммерческие СМИ. Вся система средств массовой информации переориентировалась с социалистической системы, на капиталистическую.

Читайте также