Подготовка ребёнка к школьной жизни — это не только выбор одежды и школьных принадлежностей, но и формирование необходимых навыков и знаний. И порой в погоне за оценками и успеваемостью некоторые родители забывают об эмоциональном здоровье ребёнка.
В сегодняшней статье эксперт отвечает на вопросы, которые ранее задавали наши читатели, а также даст несколько советов, как сделать так, чтобы развитие вашего ребёнка было гармоничным.
Справка об эксперте: Лариса Викторовна Наранова — педагог, кандидат педагогических наук, магистр психологии развития, мама 3 детей. Стаж работы — 30 лет. Автор программы для родителей «Чтение для дошкольников дома», более 50 учебно-методических работ — учебных пособий, статей и публикации. В настоящее время руководит собственным центром дополнительного образования «Инновационный центр IQ» в Чите.
Два вопроса наши читатели задали к статье об успешном старте в школе: одна читательница спросила — что можно сделать, если ребёнок уже закончил первый класс, но всё ещё плохо читает? Любая деятельность в возрасте 6-7 лет должна вызывать неподдельный интерес, только так можно увлечь ребёнка чтением. И здесь важно учитывать следующие моменты:
- пример заразителен, поэтому в читающей семье обычно дети более склонны к чтению. Если вы сами всё время проводите за сериалами или играми, то будет очень сложно мотивировать вашего ребёнка читать;
- если ваш ребёнок медленно читает, то нужно учитывать не только педагогические моменты, но и психологические, а также неврологические. Часто проблемы с чтением возникают у детей с нарушениями в звукопроизношении, поэтому может понадобиться помощь логопеда. В отдельных более тяжёлых случаях может идти речь о дислексии, когда особенность восприятия информации, из-за которой ребёнку сложно научиться читать и писать. В таких случаях обязательно нужна консультация специалиста;
- ваш малыш больше любит случать, чем читать. Здесь стоит подумать над тем, какие книги выбрать для ребёнка, чтобы вызвать у него желание читать. Можно придумать какие-то игры, соревнования, чтобы вызвать у него больший энтузиазм.
В любом случае помимо консультаций специалистов и усиленной работы с учителем, подумайте о комфорте вашего ребёнка. Поэтому попробуйте заинтересовать его: и здесь самое главное — общение, старайтесь больше осуждать прочитанное, пересказывайте и просите ребёнка пересказать.
Например, можно придумать интересную игру. Все детские книги сопровождаются красочными иллюстрациями. Попросите ребёнка придумать историю, глядя на картинки, а потом прочитайте вместе и обсудите, насколько близко выдуманная история совпала с прочитанным текстом.
Предложите домыслить историю из книжки, придумав ей другой конец или поместив героев в другие условия, например, Незнайка не на Луне, а в подводном мире.
Второй вопрос от другого нашего читателя был таким: как заставить ребёнка читать? И вот здесь я хочу обратить особое внимание на эмоциональное здоровье ребёнка. Есть огромная разница между детьми, которые стараются получать «пятёрки» и которые стремятся проникнуть в суть, разобраться в задаче.
Кроме того, есть исследования, результаты которых показали 3 вещи:
- отличники, которых побуждают только к оценкам, могут в будущем потерять интерес к учёбе;
- они начинают избегать слишком сложных заданий, чтобы не испортить свои «пятёрки»;
- у таких детей пропадает навык глубокого критического мышления, поэтому они реже задаются вопросами — зачем и почему.
Другими словами, настраивая ребёнка на отличные оценки, родители и учителя атрофируют природную любознательность. Поэтому вопрос «как заставить ребёнка читать» в корне неверен. Важно не заставлять ребёнка, а стимулировать его интерес. Возможно ваш малыш — это новый будущий Эйнштейн или Моцарт, и чтение ему совершенно неинтересно. Тогда стоит задуматься о том, чтобы подобрать ему внеурочную активность, соответствующую интересам. А книги следует подбирать такие, которые по тематике будут соответствовать его основным интересам.
Мой совет таким родителям: подумайте о гармоничном развитии вашего ребёнка и перестаньте концентрировать внимание на оценках.
Ещё один вопрос от читателя был следующий: каким образом можно выдать аттестат с отличием, если он не оправдал свои знания на огэ 9 класс, по огэ по всем предметам 4, выдают красный липовый аттестат и плюс ещё уговорили учителя предметника, по которому шла оценка 4, выставить 5. Здесь уже не вопрос успешности ребенка и его способностей, а больше про организационные моменты учебного процесса.
Такие ситуации случаются, и они связаны с несовершенством системы образования. Поэтому в данном случае я не могу вам помочь. Единственный совет — если вы сталкиваетесь с такой несправедливостью по отношению к вашему ребёнку, подумайте о смене классного руководителя, класса, или даже школы.
Кроме того, эти ситуации могут стать отличным способом развить в вашем ребёнке способность оценивать ситуацию и размышлять. Это можно расценить как филосовскую задачу и попытаться абстрагироваться.
И подытоживая вернусь к важной теме начала учёбы. 1 сентября — это стресс для первоклассника, ведь он делает новый шаг в своей жизни. Его окружение может очень сильно измениться, у него появится ответственность и задачи.
Но первый день в новом учебном году может быть стрессом для любого ученика, поэтому неважно, идёт он в 1 класс или 5, а может в 11. Поддержите вашего ребёнка, и не только в первый день:
1) если ваш ребёнок идёт в первыф класс или поменял школу:
- сходите вместе с ребёнком заранее в школу;
- не требуйте от него высоких результатов с самого начала;
- сохраняйте привычный для него режим;
- помогите ему подружиться;
- наблюдайте за состоянием ребёнка;
- будьте рядом, и это не профизическое присутствие — говорите с ним о школе, спрашивайте, что он думает и чувствует.
2) четыре чудесных фраз, которые помогут вашему ребёнку справляться с трудностями, особенно если он уже в 9 или 11 классе и готовится к экзаменам:
- я в тебя верю — скажите это и мотивируйте его, так он будет знать, что ваша поддержка постоянна и безусловна, и её не нужно заслуживать;
- я горжусь тобой — такая похвала станет крыльями, на которых он сможет взлететь выше;
- я рядом с тобой — эта фраза поможет ему справиться с трудными ситуациями, чтобы он смог поверить в себя;
- ты имеешь право ошибаться — так вы покажете ему, что развитие не может быть без ошибок, и поможете ему снизить переживания от неудачи.
Эти фразы являются общими, и вы сможете найти свои слова поддержки, которые станут вашим секретным рецептом.
В заключение можно сказать, что эмоциональное здоровье ребёнка — это не только его физическое благополучие, но и психологическое состояние. Родители и педагоги играют важную роль в поддержке эмоционального здоровья детей, обеспечивая им безопасную и поддерживающую среду, а также помогая им развивать навыки управления своими эмоциями.