Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
2 мая 2024, 04:22
2 мая
В Чите:-3°C
$ 91.78
€ 98.03
¥ 12.57

Успешный старт в школе – как заложить фундамент?

Лариса Наранова
4 июля 2023

Ваш малыш идёт в первый класс, и это очень важно и волнительно. Часто родители первоклашек могут испытывать беспокойство по поводу того, как ребёнок адаптируется к новой среде, как он будет учиться и как он будет взаимодействовать с другими детьми. Родители также могут переживать, будет ли у их ребёнка достаточно друзей и как он будет справляться со стрессом и вызовами, связанными с обучением в школе. Кроме того, определённые беспокойства связаны и с тем, как они смогут поддерживать своего сына или дочь в учёбе и помогать преодолевать трудности, которые могут возникнуть на этом новом этапе жизни.

Сегодня я расскажу вам о том, какую роль может играть родитель в процессе школьного обучения, как изменились современные дети и почему им порой бывает сложно учиться. А также дам 10 рекомендаций о том, что делать родителю для успешного старта ребёнка в школе.

Справка об эксперте: Лариса Викторовна Наранова — педагог, кандидат педагогических наук, магистр психологии развития, мама 3 детей. Стаж работы — 30 лет. Автор программы для родителей «Чтение для дошкольников дома», более 50 учебно-методических работ — учебных пособий, статей и публикации. В настоящее время руководит собственным центром дополнительного образования "Инновационный центр IQ" в Чите.

Родитель — школьник — учитель

Давайте сначала поговорим о системе школьных отношений. Теперь это не просто мама и малыш, в ваших отношениях появится ещё один важный человек — учитель. И то, насколько грамотно вы выстроите эти отношения, поможет вашему ребёнку стать успешнее в учёбе.

Ребёнок — в этой системе данность, он не может управлять процессом, он лишь делает, что ему говорят, особенно в начальных классах. Главным, как правило, является педагог: он знает, как работать с ребёнком, он владеет специальными психологическими и педагогическими знаниями. А что же остаётся родителям? Многие воспринимают свою роль как помощника — человека, который  выполняет задания учителя и приводит своего ребёнка. Но важно понимать, что только вы — единственный человек, кто кровно заинтересован в результате. Потому что у учителя может быть 25-30 учеников, и он разделён между ними. И если вы хотите, чтобы у вашего малыша всё получилось, надо встать в позицию главного и ответственного человека в этой системе.

Так какие роли и функции должен выполнять родитель первоклассника:

  • создавать комфортные условия для обучения, насколько это возможно, поддерживать ребёнка и быть терпеливым;
  • стать высококлассным наблюдателем; 
  • придерживаться принципа — не навредить, в первую очередь;
  • уметь различать, что есть ваша жизнь, и что есть жизнь ребёнка;
  • помнить, что когда-то ребёнок должен научиться обходиться без вас; 
  • делать всё, чтобы он мог радоваться и быть счастливым без вас.

Дошкольный возраст — как не упустить время? 

Начну, пожалуй, с главного вопроса многих родителей — как не упустить время.

Опираясь на самые последние исследования психологов и педагогов в области дошкольного возраста, могу сказать, что среда определяет развитие. Этот тезис, думаю, понятен вам. Что значит среда — это семья, друзья, школа, общество и т. д. От среды зависит речь ребёнка и его поведение. 

Давайте порассуждаем, в какой среде сегодня растут дети. Буквально с младенчества, 6-8 месячный ребёнок каким-то непонятным для старшего поколения образом знаком с гаджетами, может сам найти мультфильм, который ему понравился. Это удивительно!

Сегодня в быту мы часто слышим такие слова, как гиперактивность, клиповое мышление. Что происходит? Я думаю, любому человеку понравится смотреть яркие, красивые вещи, разработчики рекламы и других видео знают об этом. 

Но частота воспроизведения ярких картинок сегодня настолько хаотична, что сознание человека буквально давит этот поток информации, идущей из телевизора и интернета.

К чему оно приводит? Ребёнок привыкает быстрой смене ярких образов, ему теперь только такое подавай. В первую очередь это приводит к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии. В практике мы наблюдаем, как доходит до того, что ребёнок доводит себя до физиологической боли, он постоянно дёргается, двигается, порой мы даже видим дрожание рук. Так начинает проявляться синдром гиперактивности и повышенной рассеянности.

Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию, не говоря о том, что трудно даётся чтение. 

В практике часто наблюдаем, что в своей речи сегодняшние дошкольники не могут связывать слова, говорят односложными предложениями, или просто одним словом. Не могут объяснить элементарные вещи. Далее дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Всё время стремятся к тому, чтобы взять телефон. При этом растёт эмоциональный дискомфорт. Им неинтересно общаться друг с другом. Предпочитают нажать кнопку и смотреть новые готовые развлечения.

Также учёные предупреждают, что снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, а также его воли и произвольности.

Острой проблемой является неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что приводит к несформированности определённых мозговых структур ребёнка, ответственных за формирование общей произвольности. 

Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами — умение подчинить себя правилу.  В дошкольном возрасте (5-7 лет) ребёнок уже вполне может адекватно регулировать своё поведение. А это напрямую связано с обучением и подготовкой к школе. 

Дефицит произвольности — как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника — является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учёными.

Однако увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, дети — «золотые руки», художественно одаренные дети, и дети, которые обладают двигательным талантом, имеют достижения в спорте.

Итак, времена изменились, требования в школе другие. Психологи убеждены, что самым чувствительным возрастом для этого является именно дошкольный возраст. Многие экономически продвинутые страны вкладывают достаточно средств, привлекая квалифицированных специалистов именно для дошкольного возраста. Тем самым взращивая и используя человеческий потенциал как ресурс, капитал для развития своего государства.

Дошкольный возраст — это самый благоприятный период для развития ребёнка, главный — для развития учебных навыков. Это основа школьных успехов. И самой важной составляющей в обучении ребёнка до школы является развитие интеллектуальной сферы, а именно речи, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук — всего, что связано с процессом чтения.

10 рекомендаций — что делать родителю для успешного старта ребёнка в школе

Скорее всего, вы о них знаете. Это обычные дела, но их комплексность — основа успеха. Данные рекомендации апробированы на практике, и они работают. 

1. Создать условия дома. На его месте важна освещённость рабочей зоны стола, лучше два света — верхний и дополнительный. Подбирая светильник, смотрите, чтобы он не резал глаза. Обратите внимание на стул и стол, надо, чтобы они подходили друг другу по высоте, чтобы ноги не свисали, это для осанки. Шкаф должен быть удобным, чтобы ребёнок мог самостоятельно достать то, что ему нужно. Излишне загромождать игрушками, дополнительными книгами не нужно, лучше оставить самое необходимое.

2. Объяснить ребёнку о режиме дня. Вместе спланировать неделю и день. Чтобы ему было понятно, что и как. Научить его самостоятельно планировать, учитывать его мнение.

3. Подумать, как организовать питание ребёнка. Как правило, сейчас в начальных классах все дети питаются при школах, зачастую им не нравится. Поэтому подумайте о перекусах, когда вы забираете его из школы. Вы понимаете лучше, чтобы это не было шоколадкой.

4. Продолжить или найти увлечение, дополнительное занятие для ребёнка. Помните о балансе развития тела, души и интеллекта малыша.

5. Запланируйте совместное времяпровождение: вместе что-то сделать для дома, сходить в библиотеку, спуститься на лыжах с горы, почитать книгу.

6. Подумайте, как можно организовать отдых в течение дня, недели, каникул.

7. Понаблюдайте за отношениями вашего ребёнка с учителем и с одноклассниками. При необходимости включиться, аккуратно и спланировано. Это деликатная тема, на ней я остановлюсь в отдельной статье.

8. Спрашивайте малыша, как прошёл день. Когда идёт в школу, настраивайте его на учебную работу. Разговоры с ребенком только глаза в глаза, тогда он чувствует ответственность за свои слова и договорённость.

9. Излишне не переживайте. Контролируйте в целом, но сильно не детализируйте в контроле, лучше предупреждать, что вы проверите. Частый контроль нивелируется, то есть перестаёт работать. Дайте возможность ребёнку самому разобраться.

10. Помните, у ребёнка начинается самостоятельная и интересная жизнь. Главный — он, без преувеличения и высокомерия. Доверяйте ему и верьте в него, у него всё получится!

От редакции: Если у вас появились вопросы, и вы хотите их задать напрямую эксперту - воспользуйтесь формой ниже.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: