Забайкалспец в трансе

Андрей Коптеев
11 июня 2020 г., 19:34

На прошлой неделе ZabNews опубликовало статью о бедственном положении, в котором оказалось муниципальное предприятие «Банно-прачечный трест». Сразу после этого в редакцию от надежного источника попал один очень любопытный документ, который, по нашим данным, имеется в распоряжении краевой и городской администрации. На 43 страницах повествуется о том, как еще одно крупное предприятие Читы – «Забакалспецтранс» при попустительстве городской администрации и назначенных ею топ-менеджеров оказалось банкротом. 

 

НЕВОСТРЕБОВАННАЯ МОЩЬ

 

Начало конца «Забайкалспецтранса» ознаменовалось проведением в Забайкальском крае мусорной реформы. До неё это муниципальное предприятие занимало лидирующие позиции по вывозу и переработке мусора в городе. Мощности, которыми располагал «Забайкалспецтранс» действительно впечатляли. Ведь предприятие было наследником легендарной читинской автоколонны №1255, которая осуществляла автомобильные перевозки по всему Советскому Союзу.

Из документа, находящего в распоряжении ZabNews. Материально-техническая часть «Забайкалспецтранс»:

«Административный корпус более 3,6 тысяч квадратов. Профилакторий на 25 машин, котельная, столярная мастерская, цех металлоконструкций, кузница, ремонтно-механические мастерские, электроцех, агрегатный цех, моторный цех, цех по ремонту топливной аппаратуры, токарный цех, инструментальный и оборотный цеха, хранилище горюче-смазочных материалов, медницкий цех, компрессорная  мастерская. В составе имущества предприятия имеется база отдыха на озере «Арахлей», а также участок охотугодий. 29 единиц спецтехники: 18 мусоровозов, 2 ассенизационных автомобиля, 2 бункеровоза, 7 самосвалов, 4 автопогрузчика и один автомобиль с краном-манипулятором. Всего, включая легковые автомобили, автопарк предприятия составлял 57 единиц».

Смотрите полный фоторепортаж с предприятия на ZabNews

Добавим также, что в состав предприятия входит мусоросортировочный завод с испанским оборудованием, строительство которого велось почти 5 лет. Затраты составили сотни милилонов рублей.

Однако все вышеперечисленные ресурсы, которые были способны обеспечить безболезненный переход региона на новую систему обращения с отходами, оказались невостребованными. Не нужными оказались и бесценные знания целого поколения профессиональных кадров. 80-летний опыт организации не был передан молодому поколению, работники АО «Забайкалспецтранс» уволены и лишь небольшая их часть продолжают профильную деятельность.

Говорить о провалах руководства «Забайкалспецтранса» можно бесконечно. Да и вообще этому предприятию в последние годы как-то не везло с директорами. Так, в феврале 2015 года силовики задержали Вячеслава Колычева, который возглавлял организацию с 2004 года. Следствие установило, что Колычев в 2009-2014 годах не взимал плату с компаний «Ритуал Сервис» и «Чистый город» за поставленные «Забайкалспецтрансом» энергоресурсы. Руководителями и учредителями этих компаний являлись близкие родственники Колычева. Ущерб «Забайкалспецтрансу» исчислялся миллионами рублей.

На смену Колычеву пришёл бывший руководитель управляющей компании «Регион» Антон Пономаренко. Директором его назначил в апреле 2015 года руководитель администрации Читы Владимир Забелин. Понятно, что предприятие Пономаренко досталось не в идеальном состоянии, но именно в период его правления произошли события, ставшие фатальными для «Забайкалспецтранса». Сразу отметим, комментировать ZabNews историю банкротства предприятия Антон Пономаренко отказался.

«Это моя принципиальная позиция. Пусть об этом вам расскажут более осведомлённые и компетентные в этом вопросе люди», – сказал в телефонном разговоре экс-директор «Забайкалспецтранса».

Между тем, согласно документу от нашего источника, городской администрацией и непосредственным руководством «Забайкалспецтранса» на протяжении его небольшой современной истории были допущены ряд губительных ошибок. 

 

Смотрите полный фоторепортаж с предприятия на ZabNews

                                                                        

МНИМАЯ УБЫТОЧНОСТЬ

 

Ошибка первая. Одним из основных активов «Забайкалспецтранса» являлся многострадальный мусоросортировочный завод, который строили почти пять лет. Закупленное в 2012 году за 120 миллионов рублей испанское оборудование для завода лежало и гнило под открытым небом не один год. Наконец-то в ноябре 2015-го администрация города взяла кредит в 60 миллионов рублей, на которые завод был достроен и запущен.

Спустя 9 месяцев «Забайкалспецтранс» остановил работу завода, ссылаясь на несоответствие его техническим требованиям.

О новом запуске завода Антон Пономаренко заявил в январе 2017 года и просил у администрации на это 32 миллиона рублей. Деньги выделены не были, несмотря на это «Забайкалспецтранс» все же запустил мусоросортировочный 1 апреля 2017 года. Этот комплекс, делающий муниципальное предприятие уникальным, проработал недолгое время.

Уже скоро топ-менеджмент стал рапортовать перед городской администрацией, как 100% владельцем «Забайкалспецтранса», что завод глубоко убыточное подразделение. К своим доводам прикладывали экономические данные исходя из результатов его непрерывной работы за 14 дней. В имеющемся у нас документе подробно расписаны все расчёты. Мы же возьмем итоговые цифры. 

 «Приблизительная рентабельность составила минус 310 594 рублей (убыток). Однако, такой вывод сделан без учёта основного фактора экономического анализа, при котором не учитывались данные тарифа, уже оплаченного гражданами, так как в составе полученных платежей фактически были заложены средства на мусоросортировку. Таким образом, в случае, если бы все организации осуществляли вывоз мусора, с учётом мусоросортировки (запрет вывоза на полигоны несортированного мусора в соответствии с федеральным законодательством), где не является исключением АО «Забайкалспецтранс», фактически получивший средства, экономика работы МСК за 14 дней складывалась следующим образом: Рентабельность - 1024127 руб. (доход)». 

«Мусоросортировочный работал в тестовом режиме более года. Однако экономические данные, сформированные в результате работы, были фактически представлены таким образом, чтобы сформировать видимость убыточных показателей», – уточняется в документе.

Для каких целей рентабельность завода искусственно занижалась, остается только догадываться. Возможно, это результат обычного непрофессионализма и неумелого руководства, а возможно это самый настоящий корыстный умысел с целью довести предприятие до банкротства. А ведь именно мусоросортировочный завод при умелом руководстве мог стать жемчужиной не только «Забайкалспецтранса», но и города. Его призванием было очистить город от мусора и заработать на этом денег для развития и процветания основного предприятия. Но этого не произошло. Более того, оспоримая несостоятельность мусоросортировочного завода потянула вниз весь «Забайкалспецтранс». В таблице ниже четко видно, как начиная с 2016 года финансовые показатели «Забайкалспецтранса» стали падать. Особенно снижение заметно с 2017 по 2018 годы, как раз в тот период, когда в тестовом режиме работал мусоросортировочный завод. 

 

ТАРИФНОЕ НЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И АРЕНДА С КАБАЛОЙ

 

Ошибка вторая. Отдельной и вполне самостоятельной причиной банкротства АО «Забайкалспецтранс» стала тарифная политика, регулируемая властью. Так, например, при строительстве мусоросортировочного комплекса в стоимость услуг АО «Забайкалспецтранс» была включена инвестиционная составляющая мусоросортировочного комплекса. Т.е. в тарифы предприятия заложили все затраты связанные с мусоросортировочным комплексом.

В результате, себестоимость услуг общества оказалась значительно выше, чем у конкурентов. Администрация Читы не могла не понимать, что при таких условиях от услуг общества станут отказываться клиенты. Это собственно и произошло позднее, превратившись в одну из ключевых причин банкротства АО Забайкалспецтранс».

Для недопущения этих событий, властям необходимо было установить равные условия для всех перевозчиков мусора путём включения инвестиционной составляющей в тариф каждого игрока рынка, либо (если первый способ был невозможен) строго запретить всем фирмам вывозить на полигон не сортированный мусор, что соответствует федеральному закону и пользоваться услугами мусоросортировочного комплекса «Забайкалспецтранса». 

Застывший мусоросортировочный комплекс «Забайкалспецтранса». Смотрите полный фоторепортаж с предприятия на ZabNews

Ещё одним фееричным управленческим решением стала передача в аренду части мусорного полигона конкурирующим перевозчикам (ООО «ЗабайкалСпецСервис», ООО «Полигон 1», ООО «Полигон 2», ООО «Автолидер») на губительных условиях.

Со сдачи части полигона «Забайкалспецтранс» получил доход, однако он был кратно ниже той суммы, которое предприятие тратило на приобретение талонов для размещения собственного мусора у тех же самых арендаторов. В результате «Забайкалспецтрансу» был причинён ущерб в размере более 15 миллионов рублей. Но самое ироничное в этой схеме то, что отдельные собственники указанных выше организаций-конкурентов на момент совершения сделок занимали ключевые посты в «Забайкалспецтрансе». И, кстати, этот факт, возможно имеющий коррупционную составляющую, никак не был оценен правоохранительными органами.

 

«СЛИВ» ПОБЕДИТЕЛЯ

 

Ошибка третья. Мало кому известен тот факт, что изначально победителем конкурса за право быть региональным оператором по вывозу мусора в феврале 2018 года стал именно «Забайкалспецтранс». Что собственно неудивительно, учитывая уникальную кадровую, материально-техническую базу предприятия и удачное месторасположение в черте города. Известный же нам «Олерон+», который сейчас с грехом пополам реализует в крае мусорную реформу, согласно протоколу, занял второе место по итогам подсчёта баллов. Но дальше произошло невообразимое. Чтобы ничего не упустить публикуем часть  того самого документа, что теперь есть в распоряжении краевых властей.

 «События, позволившие «Олерон+» впоследствии стать победителем конкурса, носят абсолютно субъективный характер.В течение 3-х рабочих дней после победы АО «Забайкалспецтранс» на конкурсном отборе региональных операторов, в адрес конкурсной комиссии было необходимо представить банковскую гарантию, что достигалось одним из двух способов: подписанием гарантии администрацией Читы и оплатой банковской гарантии самим АО «Забайкалспецтранс». Администрация (по не выясненным пока причинам) такую гарантию не оформила, хотя на официальном уровне это решение принималось, а руководство «Забайкалспецтранса» (на тот момент это директор Антон Пономаренко) не стало её оплачивать при фактическом наличии необходимых средств или возможностей для их получения. В результате АО «Забайкалспецтранс» было искусственно лишено основного источника финансирования своей деятельности».

 

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, банкротство «Забайкалспецтранса» это результат действий или бездействий единственного акционера – администрации Читы и назначенного ею руководства предприятия. Итогом череды ошибок стало то, что в 2019 году «Забайкалспецтранс» объявлен банкротом. В февраля текущего года открыто конкурсное производство. На сегодня имущество предприятия выставлено на торги. Несмотря на критичность ситуации, сегодня у администрации города есть шанс спасти «Забайкалспецтранс» организовав на его месте городской автобусный парк. Для этого нужно выполнить ряд конкретных действий. Пойдёт ли на это мэрия, во главе с сити-менеджером Александром Сапожниковым, узнаем в ближайшее время, и это тема для следующей статьи на ZabNews.

Одноклассники ВКонтакте Telegram Viber
Читайте также