Дробышевский об эволюции мозга: почему мы ищем красное и помним запахи

Почему мы до сих пор ищем глазами красное и блестящее, а наша память оживает от знакомого запаха? Эволюция оставила отпечаток не только на нашем скелете, но и на мышлении, эмоциях и поступках. Узнать, как древнее прошлое определяет нашу современную жизнь, можно из первых рук — на лекции известного антрополога Станислава Дробышевского.

Мозг человека — это самый сложный объект в обозримой Вселенной. Его эволюция подчинялась чётким закономерностям. Интересно, что на протяжении всей истории быстрее развивались зубы и пищеварительная система — еда была главным приоритетом. Конечности, необходимые для добычи пищи, эволюционировали следом за зубами и пищеварительной системой, а мозг лишь на третьем, словно по «остаточному принципу».

Сначала размер, потом сложность. В эволюции мозга сначала увеличивались его размеры, и только потом менялась внутренняя структура. С точки зрения эволюции, увеличить объём мозга за счёт синтеза белка проще, чем перестраивать нейронные связи.

Неравномерное развитие.

Разные части мозга эволюционировали с разной скоростью. Быстрее всего росла лобная доля — она отвечает за мышление и планирование. За ней следовали теменная (чувствительность и координация) и височная (слух и речь). Медленнее всего развивалась затылочная доля, связанная со зрением.

Около 2,5–3 млн лет назад наши предки преодолели «мозговой рубикон» — массу мозга в 700–800 грамм, которая отделяет обезьян от людей. В это время изменение климата вытеснило их из прежней экологической ниши, заставив стать хищниками. Интересно, что уменьшение массивных челюстей и зубов освободило место для стремительного роста мозга.

Зачем большой мозг животным?

Дельфины развили мощный мозг для сложной эхолокации, необходимой для охоты в воде. Этот «вычислительный центр» позволил им проявлять и другие интеллектуальные способности.

У слонов, особенно карликовых островных видов, мозг аномально велик — и это до сих пор остаётся загадкой для учёных.

Мадагаскарская руконожка (ай-ай), обладающая мозгом в два раза крупнее, чем у других лемуров, использует его для уникального способа добычи пищи, простукивания коры и эхолокации личинок. Её мозг «заточен» под узкую задачу, но потенциально способен на большее.

Специализация и тупики эволюции

Эволюция мозга не всегда шла по пути прогресса. Яркий пример — это хоббиты с острова Флорес. Они попали в изоляцию и их мозг уменьшился с 1000 до 400 граммов, так как в условиях отсутствия хищников и конкуренции больший интеллект был не нужен. Другой пример — это южноафриканские Homo naledi, чей мозг почти не увеличивался за миллионы лет.

При этом неандертальцы имели мозг в среднем на 150 граммов больше, чем у кроманьонцев, но это не сделало их «умнее». Ключевую роль играет не размер, а сложность нейронных связей и структура, определяемая генами.

Развитие мозга в течение жизни

Мозг начинает формироваться у эмбриона одним из первых и развивается всю жизнь. К 6–7 годам он достигает 90–95% взрослого размера. После 50–55 лет объём мозга начинает уменьшаться, но последствия этого зависят от «нейронной сети», созданной в молодости: чем она сложнее, тем лучше мозг сохраняет функции в старости.

Главный вывод: мозг необходимо постоянно использовать. «Не рабочий нейрон — это мертвый нейрон», говорит Дробышевский.

Почему человек стал учиться?

Люди чемпионы по способности к обучению и сотрудничеству. Ключевую роль здесь сыграли два фактора:

  • указующий жест. Способность понимать и показывать жесты — врождённая человеческая черта, почти отсутствующая у обезьян;
  • социальная структура. У человекообразных обезьян самки переходят в другие группы, разнося инновации. Это ускорило обмен знаниями по сравнению с мартышкообразными, у которых самцы ведут себя агрессивно и не склонны к обучению.

Однако у нашего стремления к обучению есть и обратная сторона. Мы склонны бездумно копировать действия авторитета, даже бессмысленные. Шимпанзе быстрее находят более простой путь к цели.

Ступени разума: от орудий к науке

Дробышевский выделил этапы становления человеческого интеллекта:

  • орудийная деятельность (с 2,6 млн лет назад);
  • составные орудия (около 500 тыс. лет назад) — ключевой прорыв, идея соединения элементов;
  • искусство (первые примеры 500 тыс. лет назад) — деятельность ради эстетики;
  • религия (пример: пещера с ритуальным захоронением медведей) — способность ставить веру выше реальности;
  • философия (абстрактные размышления о мире);
  • наука, проверка гипотез данными и экспериментом, основанная на сомнении.

Печальное настоящее и возможное будущее

За последние 25–30 тысяч лет средний объем человеческого мозга сократился на 150–200 грамм. Это связано с исчезновением естественного отбора: сегодня интеллектуалы не оставляют больше потомства, чем остальные.

Учёный видит несколько путей в будущем. Пессимистичный: дальнейшая деградация мозга. Оптимистичный: использование искусственного интеллекта и генной инженерии для целенаправленного «апгрейда» собственного мозга, чтобы решать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, такие как тепловая смерть Вселенной.

Эволюция не гарантирует прогресс. Будущее нашего интеллекта в наших руках, и оно зависит от того, продолжим ли мы активно использовать и развивать свой самый главный орган мозг.

Тело помнит всё: как психологическая травма влияет на здоровье и поведение.

Читайте также