Жизнь не всегда щадит, и она порой неожиданно ставит нас перед испытаниями, которые оставляют глубокий след не только в душе, но и в теле. Однако даже сильная боль со временем может стать источником внутренней силы, если научиться понимать и проживать её. Эксперты расскажут о том, как распознать психологическую травму и пройти путь к восстановлению, не оставаясь пленником прошлого.
Кандидат психологических наук, психоаналитик и основатель платформы онлайн-психотерапии proEgo Дана Янсон отмечает, что общество по-прежнему склонно разделять тело и психику, хотя на самом деле они неразрывно связаны. Всё, что происходит в эмоциональной сфере, так или иначе, откликается на физическом уровне. Любое переживание, особенно травмирующее, оставляет след не только в сознании, но и в теле.
«Психологическая травма — это не просто неприятное воспоминание или стресс. Это глубокое, разрушительное воздействие на психику, возникающее в ответ на событие, которое угрожает жизни, безопасности или целостности личности (как своей, так и близких). Такое событие вызывает чувство сильного страха, беспомощности и ужаса. Психика не успевает или не может переработать этот опыт, и он «застревает» в ней», — подчёркивает эксперт.
Когда человек сталкивается с травмой, мозг мгновенно переходит в режим выживания. Активируется симпатическая нервная система, в кровь выбрасываются гормоны стресса — адреналин и кортизол. Сердце начинает биться чаще, дыхание становится поверхностным, мышцы напрягаются, а пищеварительная система замедляет работу. Организм готовится к действиям — «бей», «беги» или «замри».
Если этот естественный цикл не завершается — например, человек не смог убежать, дать отпор или выразить эмоции, — энергия стресса остаётся в теле. С течением времени она превращается в хроническое напряжение, которое может проявляться в виде болей, зажимов, усталости или психосоматических нарушений.
«Тело становится «хранилищем» непереработанного опыта и невыраженных эмоций», — добавляет эксперт.
По словам Виктории Вансович, практикующего интегративного психолога, травматический опыт может быть разным по масштабу и силе воздействия.
Эксперт выделяет следующие виды травм:
«Обе формы могут сильно влиять на жизнь человека: первые чаще ярко выражены, вторые — зудят изнутри, но часто остаются неосознанными», — отмечает эксперт.
Дана Янсон отмечает, что травматический опыт может проявляться в разных формах. Помимо «больших» и «малых», специалисты выделяют ещё несколько типов психологических травм:
«Часто человек замечает не саму травму, а её следствия: повторяющиеся трудности в отношениях, сильные эмоциональные реакции. Когда сила реакции неадекватна ситуации, ощущение внутренней пустоты, трудности с доверием, — отмечает Виктория Вансович. — Подсказкой могут быть и телесные проявления, которые не объясняются медицинскими причинами».
По словам Даны Янсон, люди нередко даже не подозревают о наличии травматического опыта. Причины этого могут быть разными: психика вытесняет болезненные воспоминания, защищая человека от переизбытка боли; событие произошло в раннем детстве и не сохранилось в сознательной памяти; а иногда человек просто обесценивает пережитое, убеждая себя, что «ничего страшного не было».
Эксперт выделяет ряд косвенных признаков, которые могут указывать на скрытую травму:
Когда психика пытается замолчать боль, организм начинает говорить вместо неё. По словам Даны Янсон, хроническое напряжение, возникшее в ответ на травму, может проявляться множеством телесных симптомов — от незначительного дискомфорта до серьёзных нарушений.
«Тело очень красноречиво, когда психика молчит», — отмечает эксперт.
«Непроработанная травма — это бомба замедленного действия», — подчёркивает Дана Янсон.
По словам Виктории Вансович, последствия психологической травмы могут проявляться по-разному: в виде психосоматических заболеваний, депрессий, тревожных расстройств, зависимостей, а также трудностей с доверием и близостью. Всё это нередко приводит к проблемам в отношениях, самореализации и социальной жизни.
«Человек может бессознательно воспроизводить травматические сценарии, пытаясь буквально повторить первую ситуацию. Отсюда истории: „почему я встречаю одних и тех же мужчин, которые меня бросают после первого свидания. Или почему все подруги/ женщины меня предают“».
По словам Даны Янсон, работа с психологической травмой требует от специалиста высокой квалификации и особой деликатности. Важно создать безопасное, устойчивое пространство — так называемую терапевтическую рамку, где человек сможет постепенно проходить путь к восстановлению.
Этот процесс обычно включает несколько этапов:
«Важно, что терапия идёт в темпе клиента, без насилия над психикой», — добавляет Виктория Вансович.
«Травма хранится и в мыслях, и в эмоциях, и в теле. Если работать только с рациональным пониманием, тело всё равно будет выдавать тревогу. А если только с телом — человек не сможет изменить свои сценарии поведения. Поэтому применяются методы, соединяющие все уровни: телесно-ориентированные практики, ДПДГ и т. п. Такой комплекс даёт возможность не просто «понять», а действительно прожить и отпустить травматический опыт. А значит, начать жить иначе», — отмечает Виктория Вансович.
По словам Даны Янсон, психологическая травма — это глубокая рана, затрагивающая весь организм, и тело, и психику. Но, к счастью, человеческая природа обладает огромным потенциалом к восстановлению. При поддержке внимательного и квалифицированного специалиста, понимающего взаимосвязь тела и разума, возможно не только освободиться от груза прошлого, но и обрести внутреннюю целостность и силу.
«Не стоит игнорировать сигналы своего тела, — напоминает эксперт. — Оно может указывать на то, что душа нуждается в исцелении».