Ветераны забайкальского спорта. Эрдэмтэ Бальчинов: «В нашем регионе все – борцы»

Эрдэмтэ Бальчинов – это не просто тренер. Это человек, чья страсть к боевым искусствам заразительна, а его вклад в развитие вольной и национальной бурятской борьбы неоценим. Сегодня Бальчинов продолжает активно тренировать юных спортсменов. В этом интервью мастер рассказал о своём пути, о вызовах, с которыми он сталкивается, а также о перспективах сумо, которое он стал преподавать совсем недавно.

- Эрдэмтэ Галсандондокович, расскажите о начале вашего профессионального пути.

- Свою тренерскую деятельность я начал в 1984 году, после окончания Красноярского техникума физической культуры и спорта. Моими первыми учениками стали ребята 1968 года рождения, они на тот момент учились в 10 классе.

- А где именно тренировали?

- В селе Алханай Дульдургинского района. Два с лишним года проработал там.

- Вольную борьбу преподавали?

- Да. Многие из моих учеников впоследствии стали мастерами спорта России. Среди них – Балдоржиев Баяр Цырендоржиевич, он был в своё время начальником национального парка «Алханай».

Сегодня продолжаю преподавать вольную борьбу в Забайкальской краевой спортивной школе.

- Насколько мне известно, вы и сами имеете звание мастера спорта по вольной борьбе.

- Я являюсь кандидатом в мастера спорта Советского Союза. По нынешним меркам считается, что это – мастер спорта. В то время в СССР было всего 6 мастерских турниров и присваивали только первый спортивный разряд. Я боролся на первенстве России, показывал хорошие результаты.

После Алханая работал в своём родном селе Узон. А в Угдан я переехал в 2005 году, по приглашению своих бывших учеников, которые на тот момент проживали в Угдане. Здесь я работал учителем физкультуры и заодно преподавал ОБЖ. Также вёл секцию вольной борьбы. С 2009 года перешёл на чисто тренерскую работу в Забайкальскую краевую спортивную школу.

В Угдане удалось воспитать мастера спорта Алдара Дондокова, чемпиона края по вольной борьбе среди мужчин. Основу я дал, а он непосредственно выполнил разряд по армейскому рукопашному бою. Сейчас он является военнослужащим.

Отмечу и Алёну Доржиеву, она заняла второе место на международных соревнованиях в Новосибирске в 2013 году. Всего участвовало 56 стран, более 3 тысяч участников. Очень серьёзные соревнования были, почти как малые Олимпийские игры.

- Знаю, что сегодня вы преподаёте и совсем новое для нашего региона боевое искусство – сумо.

- Да, с этого года меня попросили взять борьбу сумо, так как параллельно вольной борьбе я всегда развивал национальную бурятскую борьбу бухэ-барилдаан. У меня были неплохие результаты. В своё время мои воспитанники занимали призовые места на республиканском турнире в Бурятии, который можно назвать первенством России по национальной борьбе.

Кроме того, я занимался самбо, у меня был 1 спортивный разряд по этой борьбе. А сумо схоже с национальной борьбой и с самбо.

В этом году прошло первенство Забайкальского края по сумо, на этот турнир я выставил своих учеников. По итогу две мои воспитанницы выполнили 2 спортивный разряд, и один парнишка – 3. Многие выполнили и юношеский спортивный разряд. Это сыграло решающую роль, и меня пригласили попробовать преподавать сумо в Доме детского творчества №2. Веду сейчас две подготовительные группы, надеюсь, что результаты будут.

- Ого, то есть сейчас вы тренируете детей как по вольной борьбе, так и по сумо.

- Да. По вольной борьбе веду одну группу в Угдане и две группы в школе №36. И две группы в Доме детского творчества №2 – по сумо.

- Детям интересна вольная борьба, они проявляют энтузиазм?

- Вид очень тяжёлый, нужно много проявить усердия и пролить много пота, чтобы получить какой-то результат. По вольной борьбе конкуренция очень сильная. Лидирует, конечно, Агинский округ, там и федерация находится. Нам тяжело с ними конкурировать, и тем не менее у нас есть чемпионы и призёры края. Но, честно говоря, раньше было очень много призёров, а нынче – 3-4, не больше.

- С чем это связано?

- Дети сейчас в основном в телефонах сидят. Да и родители не очень заинтересованы, все заняты своими делами. Ну ходит ребёнок на занятия и ходит. У нас не хватает финансирования для участия в соревнованиях, и родители не выделяют деньги своим детям. Главное, что дети заняты, а съездить в другой регион и добиться результатов – на это денег нет. Понятно, что родители сами концы с концами еле сводят. Вопрос финансирования очень тяжёлый.

Соответственно, когда дети не ездят на соревнования, у них теряется интерес. Конечно, я стараюсь разнообразить, подключаю детей и к национальной борьбе, и к сумо, и к другим видам единоборств. Важно разностороннее развитие.

Большой проблемой является отсутствие в Чите нормальных специализированных залов, это самое больное место. Если посмотреть в сравнении с тем же Улан-Удэ и с другими регионами, то у нас их просто нет. В Агинском эта проблема более-менее решена, потому что вольная борьба является там базовым видом спорта.

Я, например, в школе №36 занимаюсь в зале 7х8. В таком зале что можно сделать? А детей у меня там 40 с лишним человек собирается, все друг на друга падают. Это не условия.

- Какие вы видите перспективы у сумо в Забайкалье?

- Очень хорошие. Это тактический вид борьбы. В нашем регионе все – борцы. Проводятся и летние, и зимние чемпионаты по национальной борьбе. Плюс у нас хорошо развиваются самбо, дзюдо. Все эти виды близки друг к другу, их можно совмещать.

По моим наблюдениям, дети с большим интересом занимаются сумо. И уже сейчас видно, что этот вид может сплотить большое количество людей. Много желающих поучаствовать. Ольга Владимировна (Бакурская, председатель федерации сумо Забайкальского края – Прим. автора) очень старается, набрала неплохую команду.

Читайте также