Мы привыкли думать, что эпоха технологий открывает детям безграничные горизонты для развития. Интернет, телевизор, смартфоны — условия, о которых раньше и мечтать было нельзя. Но вот парадокс: трудности с речью у малышей сегодня встречаются не реже, чем в прошлом веке. Более того, потоки картинок и готовых фраз из гаджетов порой становятся не опорой, а препятствием для настоящего живого общения. Родители всё чаще сталкиваются с проблемами речевого развития у детей. Почему малыш не начинает говорить вовремя, какие ошибки считаются возрастной нормой, а какие сигналом для тревоги? Об этом мы поговорили с Оксаной Владимировной Александровой, читинским логопедом Детского клинического медицинского центра, реабилитационного подразделения «Феникс».
— Какие виды нарушений речи чаще встречаются у детей?
— Работая в медицинском учреждении, в моей практике чаще встречаются следующие нарушения речи:
Каждое нарушение речи может сопровождаться как фонетико-фонематическим нарушением речи, ребёнок плохо различает звуки на слух, так и общим нарушением речи, когда страдает не только звукопроизношение, но и словарный запас, грамматический строй речи.
— В каком возрасте родители должны насторожиться, если ребёнок плохо или совсем не говорит?
— Развитие активной речи ребёнка проходит несколько этапов. Самым первым проявлением речи является крик.
2–3 месяца: на смену крику приходит гуление — это произнесение гласных звуков, близких по произнесению А, У, Ы.
7–9 месяцев: ребёнок произносит ряд одинаковых слогов: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма» — это проявление речи называется лепет.
11–13 месяцев: это период появления первых осознанных слов. Это двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя» и т. д. Словарный запас к двум годам значительно увеличивается и расширяется, и состоит из слов различных частей речи. (Более 50 слов).
2–3 года: это период овладения фразовой речью, период появления первых предложений. Этот период характеризуется стремительным развитием всех сторон речи. Активно задаёт вопросы.
Родителям стоит насторожиться, если у ребёнка в доречевой период отсутствует гуление и лепет, к полутора годам он совсем не произносит слов, а к двум годам его словарный запас не превышает 20 слов и нет попыток составить хотя бы простую фразу. Сигналом тревоги будет и невнятная, смазанная речь в трёхлетнем возрасте, которую понимают только близкие. Особое внимание нужно обратить на запинки, заикание, гнусавость, а также слишком тихую или, наоборот, чрезмерно громкую, крикливую речь в любом возрасте.
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому родителям лучше перестраховаться и проконсультироваться со специалистами.
— Какие ошибки в развитии речи считаются нормой, а какие – сигналом для обращения к специалисту?
— Определённые ошибки в речи до 5–6 лет считаются физиологическими или возрастными, то есть варианты нормы:
А вот сигналом для обращения к специалисту может стать отсутствие у ребёнка реакции на звуки, предметы и близких людей. Тревожным признаком считается и полное отсутствие речи: если до года нет гуления и лепета, а до двух лет — звукоподражаний и слов. Обращаться к врачу стоит и тогда, когда ребёнок не понимает обращённую к нему речь, говорит смазано и невнятно, заикается дольше одного-двух месяцев. Поводом для консультации служат также постоянные ошибки в произношении большого количества звуков, сокращение слов и фраз, частые пропуски слогов, а также заметные трудности в построении предложений.
— Что может быть причиной задержки речи: физиология, неврология, психология или среда?
— Причин задержки речи очень много, как и факторов, которые повлияли на ребёнка, возможно, ещё до его рождения, часто они переплетаются:
Причину необходимо выявить, для правильного построения коррекционной работы.
Сама задержка речи у ребёнка может быть симптомом таких серьёзных болезней, как ишемия мозга, эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич. Возможна задержка речи при высоком внутричерепном давлении, при опухолях мозга, подвывихах.
— Как проводится диагностика речевых нарушений? Нужно ли подключать нескольких специалистов?
— Диагностика речевых нарушений включает несколько этапов. Сначала специалист собирает анамнез: расспрашивает родителей о жалобах, особенностях развития ребёнка, перенесённых заболеваниях и его речевых проявлениях. Затем проводится осмотр органов артикуляции, оценивается строение и подвижность языка, губ и челюстей. Обязательно проверяется произношение всех звуков родного языка в разных позициях, определяется активный и пассивный словарь. Кроме того, логопед анализирует грамматический строй речи, то есть способность ребёнка строить предложения и использовать грамматические категории, а также оценивает связность речи — умение пересказывать или составлять рассказы по картинкам.
Для установления точного вида речевого нарушения необходимо привлечение других медицинских специалистов: невролога (для исключения неврологических заболеваний), отоларинголога (для исключения проблем со слухом, аудиометрия для исключения нарушений слуха), ортодонта (для исключения в нарушении зубочелюстной системы), психолога (для оценки эмоционального состояния).
Комплексный подход позволяет поставить точный диагноз и разработать эффективный план лечения и коррекции.
— Какую роль играет семейная среда в формировании речи?
— Семейная среда играет первоочередную роль в формировании речи ребёнка. Именно родители являются первыми учителями речи для своего малыша. Дети, особенно в возрасте до 3 лет, как «губки» всё в себя впитывают, а после выдают. В детском саду дети очень часто транслируют поведение и образ жизни своей семьи в игре, особенно, в разговорах, в речи. Какие образы речи применяются в семье, такие и применяет ребёнок в своей жизни.
Дети, растущие в благоприятной речевой среде, быстрее осваивают речь, имеют богатый словарный запас и меньше проблем с грамматикой. Благоприятная речевая среда включает в себя:
— Как родители могут помочь ребёнку развивать речь дома?
— Родители могут многое сделать для речевого развития ребёнка дома. Поскольку ведущей деятельностью дошкольника остаётся игра, именно через неё лучше всего формируются навыки. Полезно устраивать простые речевые упражнения, например спрашивать «Что это?», «Кто это?» или «Кто как говорит?», подстраивая задания под возраст. Важно играть вместе с ребёнком по его интересам, обязательно проговаривая вслух, кто и что делает. Хорошо развивают речь и мелкую моторику пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также разучивание потешек, стихов и песенок. Не менее значимо создание условий для общения: нужно находить время разговаривать с ребёнком самому и давать ему возможность взаимодействовать с другими детьми.
Главное, будьте терпеливы и поддерживайте своего ребёнка.
— Какие ошибки в поведении взрослых могут усугублять проблему?
— К сожалению, ошибки взрослых нередко усугубляют речевые трудности ребёнка. Одной из самых распространённых является минимальное общение: мама может выполнять все необходимые действия, но делать это молча, погружаясь в гаджет, и ребёнок не получает нужного речевого контакта. Вредит и так называемое «сюсюканье» или намеренное искажение слов, а также общение на повышенных тонах и крик.
Часто родители игнорируют речевые проблемы ребёнка, критикуют или даже высмеивают ошибки, что только усиливает неуверенность. Ещё один неблагоприятный фактор — ограничение контактов со сверстниками. И, наконец, одна из главных проблем нашего времени — слишком раннее и чрезмерное использование гаджетов: ребёнка приучают к экрану с пелёнок, позволяя проводить много времени за телевизором или планшетом, лишая его живого общения.
— Может ли речевое нарушение повлиять на успеваемость и психологическое состояние ребёнка в школе?
— Безусловно. Речь не только устную имеет форму, но и письменную. Пишем мы, как сами себе диктуем, поэтому у детей с речевыми нарушениями могут присоединиться и нарушения письменной речи (дисграфия), а также нарушения чтения (дислексия). Соответственно, речевые нарушения могут оказать негативное влияние на успеваемость и психологическое состояние ребёнка в школе.
Ребёнку с речевыми проблемами сложно усваивать учебный материал, особенно чтение и письмо. Ему трудно отвечать на уроках, пересказывать тексты, выполнять письменные задания.
Ребёнок может испытывать чувство неполноценности, стесняться своего дефекта, избегать общения со сверстниками и учителями. Это может привести к замкнутости, неуверенности в себе, снижению самооценки, а в тяжёлых случаях – к депрессии.
Поэтому очень важно вовремя выявить и, по возможности, исправить или минимизировать речевые нарушения как можно раньше, чтобы ребёнок мог успешно расти, учиться и развиваться.