Жёны декабристов — нравственный урок преданности

История жён декабристов — это не просто один из самых трогательных эпизодов XIX века, это глубокий нравственный урок о преданности, которая не знает преград. Их выбор — акт любви, силы и верности, актуальный и сегодня. Именно поэтому рассказ о жёнах декабристов идеально ложится в концепцию праздника Дня семьи, любви и верности, который отмечается в России 8 июля. Это день, когда мы вспоминаем тех, для кого слова «любовь» и «долг» были не просто красивыми идеалами, а смыслом всей жизни.

Когда любовь сильнее судьбы

После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года (по старому стилю), 121 участник был предан суду. Пятеро казнены, остальные сосланы — кто в крепости, кто на каторгу, кто в далёкую, холодную Сибирь. Для людей их круга это было равносильно полному исчезновению: их лишали титулов, имущества, дворянского статуса и навсегда вырывали из круга «приличных» людей.

Но случилось то, чего не ожидали ни власти, ни общество. Двенадцать женщин, преимущественно из аристократических и богатых семей, добровольно последовали за своими мужьями в ссылку. Император Николай I в письме к одной из них писал: «Вы не знаете, что делаете». Но они знали. Их решение не было импульсом или слепым порывом: оно было продуманным и осознанным. Они понимали, что теряют всё — и всё же сделали шаг вперёд.

Испытание любовью

Многим пришлось пройти через формальности, о которых сегодня и подумать трудно. Чтобы уехать в Сибирь, женщина должна была подписать официальное прошение, в котором заявляла о добровольном отказе от всех имущественных прав, титула, положения в обществе. Кроме того, она должна была подписать документ, согласно которому в случае рождения ребёнка в ссылке, государство оставляло за собой право отнять у неё ребёнка и воспитывать его «по своему усмотрению».

Они шли на это. Оставляли дворцы, салоны, фортепиано, французскую моду — и ехали в тяжёлые сибирские условия, в бараки, под стражу, к мужьям в кандалах. По воспоминаниям современников, некоторые из них не узнали своих супругов при первой встрече: осунувшиеся, побритые наголо, в арестантской одежде, они были не похожи на тех молодых офицеров и дворян, за которых когда-то выходили замуж.

Женщины, которые меняли общество

Своим поступком эти женщины опровергли бытовавшее тогда убеждение, что «женщина — слабое существо». Их подвиг воспринимался как нечто почти мифическое. Героини ссыльной любви становились темой стихов, дневников, прозы. В сознании русской интеллигенции жёны декабристов стали олицетворением женской силы — спокойной, кроткой, но несгибаемой.

Лев Толстой в романе «Воскресение» писал: «Это были женщины высокого духа, и они выполнили то, что не решился бы сделать иной мужчина».

Для многих современников и потомков их поступок стал не только символом любви, но и гражданского достоинства. Некоторые из них — например, Мария Волконская и Екатерина Трубецкая — позже вели дневники, которые стали ценнейшими историческими источниками. Их взгляд изнутри позволил по-новому взглянуть на декабристское движение — не только как на мужской бунт офицеров, но и как на нравственный протест, в котором женщины сыграли не меньшую роль.

О чём молчит история

История жён декабристов — не только о любви. Это ещё и рассказ о жертве, одиночестве, болезни, ранней смерти. Некоторые из них умерли в ссылке, так и не дождавшись амнистии. Другие пережили своих мужей и прожили долгую жизнь вдали от столицы. Но ни одна из них не отреклась и не пожалела. Их выбор — это не только акт верности любимому человеку, но и вызов самому представлению о роли женщины в обществе XIX века.

1. Екатерина Ивановна Трубецкая

Жена князя Сергея Трубецкого, одного из руководителей восстания. Она стала первой из женщин, решившихся на подвиг. Её отец, сибирский генерал-губернатор, пытался запретить дочери ехать, но Екатерина отказалась от титула и светской жизни, чтобы быть с мужем. В Чите она обустроила жильё для других декабристов и их жён, создала первый «очаг любви и света» среди ссыльных. Позже она вспоминала, что не пожалела ни об одном дне, проведённом рядом с мужем.

2. Мария Николаевна Волконская

Молодая княгиня, жена Сергея Волконского. Решение ехать она приняла вопреки воле отца, генерала Раевского — героя войны 1812 года. Марии было всего 22 года, у неё на руках был грудной ребёнок, которого она оставила на попечение родных. Следовала за мужем, куда бы его не отправляли (Благодатский рудник, Чита, Петровский Завод, село Урик, Иркутск). В Сибири она вела дневники, писала письма, сохранившиеся до наших дней. Именно благодаря ей история жён декабристов обрела человеческое лицо — полное боли, любви и достоинства. Её дом в Иркутске стал духовным центром для всей ссыльной интеллигенции.

3. Александра Григорьевна Муравьёва

Жена Никиты Муравьёва и сестра декабриста Захара Чернышёва. В феврале 1827 года прибыла в Читинский острог. Проезжая через Москву, она забрала у Александра Сергеевича Пушкина стихи для заключённых друзей ( “Мой первый друг”, “В Сибирь”). Благодаря Александре Григорьевне были открыты медицинские пункты и аптеки, всё необходимое выписывалось из Москвы. Она и другие жёны декабристов организовали присылку в Читу и Петровский Завод книги и журналов.Одна из самых стойких и образованных женщин своего времени. Умерла на чужбине, так и не вернувшись. О ней остались трогательные воспоминания как о доброй, бесконечно терпеливой женщине, поддерживавшей не только мужа, но и других ссыльных.

4. Александра Васильевна Ентальцева

Её муж Андрей Ентальцев. Прожила среди декабристов лишь несколько месяцев в Читинском остроге, так как закончился срок каторжных работ супруга. После его сослали на поселение в город Берёзов. На поселении училась вместе с мужем и старалась быть ему опорой, ведь из-за притеснения властей он часто болел. После смерти мужа Александра не смогла жить там без мужа и уехала на родину после амнистии.

5.Прасковья Егоровна Анненкова

Полина Гебль была дочерью аристократа и роялиста, служившего казначеем флота при Наполеоне I. После гибели отца в 1809 году семья девушки лишилась средств к существованию, так как крупное наследство перешло к опекунам. В юности она зарабатывала на жизнь рукоделием — шитьём и вышивкой. В 1823 году, по контракту с торговым домом Дюманси, Гебль приехала в Москву и начала работать продавщицей в модном магазине. За полгода до восстания 14 декабря 1825 года она познакомилась с декабристом Иваном Александровичем Анненковым. Из-за различий в социальном положении она отказалась выйти за него замуж. После ареста и ссылки Анненкова в Сибирь Гебль обратилась к императору с просьбой разрешить ей последовать за ним. Она выехала в Сибирь 23 декабря 1827 года и прибыла в Читу 5 марта 1828-го. 4 апреля 1828 года они обвенчались в Михайло-Архангельской церкви. Позднее Гебль оставила воспоминания, которые были записаны и опубликованы её дочерью Ольгой.

6. Александра Ивановна Давыдова

Жена декабриста Василия Львовича Давыдова, урождённая Потапова, была дочерью губернского секретаря. После ареста мужа добровольно последовала за ним в Сибирь, оставив на попечение родственников шестерых детей. В Читинский острог она прибыла в 1828 году. Уже в Сибири родила ещё семерых детей. Она активно занималась их воспитанием, а также обучала детей местных жителей русскому и французскому языкам, русской словесности. Поддерживала связь между детьми, оставшимися в Центральной России, и сибирскими, устанавливая семейные связи через переписку.

7. Наталья Дмитриевна Фонвизина

Супруга декабриста Михаила Александровича Фонвизина. После его ареста добровольно отправилась вслед за ним в Сибирь. Перенесла тяжёлое расставание с детьми, испытала лишения каторжной жизни, перенесла смерть детей, что привело к нервному расстройству. С марта 1828 года находилась с мужем на каторге и в ссылке, активно поддерживала его и его товарищей. В селе Петровский Завод родила двоих детей, также занималась воспитанием приёмных — среди них были Мария Францева и Николай Знаменский. Вела хозяйство, занималась шитьём, переводами, садоводством, выращивала редкие растения.

В 1850 году в Тобольске добилась разрешения на свидание с заключёнными Ф. М. Достоевским, М. В. Петрашевским и другими, которых поддерживала не только морально, но и материально. После смерти мужа и потери всех своих детей в 1857 году вступила в брак с декабристом Иваном Ивановичем Пущиным.

8. Елизавета Петровна Нарышкина

Супруга декабриста Михаила Михайловича Нарышкина, брак с которым был заключён 12 сентября 1824 года. Дочь графа Коновницына, получила качественное образование. Прибыла в Читу 4 августа того же года. Во время пребывания в ссылке, включая Читу, Петровский Завод и поселение в Кургане, активно оказывала помощь нуждающимся, в том числе материальную. В 1830 году взяла на воспитание младенца по имени Ульяна. Занималась садоводством и проявляла интерес к литературе.После перевода мужа в действующую армию на Кавказ покинула Сибирь и поселилась в имении матери в селе Кярово Гдовского уезда. В 1838 году присоединилась к супругу на Кавказе. После амнистии декабристов в 1856 году вернулась вместе с мужем на родину.

9. Мария Казимировна Юшневская

Супруга декабриста Алексея Петровича Юшневского. Встретились они во время этапирования декабристов из Читы в Петровский Завод.На каторге жила с супругом в каземате, а также имела отдельное небольшое жилище. Принимала участие в переписке декабристов с родственниками, активно занималась вышивкой. В период жизни в поселении обучала местных детей русскому и французскому языкам, рукоделию и правилам этикета. Её письма содержат ценные наблюдения о природе и быте сибирских жителей.

После смерти мужа получила разрешение на возвращение на родину только спустя 11 лет, при условии установления за ней тайного надзора. В 1855 году вернулась в своё имение в Киевской губернии.

10. Анна Васильевна Розен

Супруга декабриста Андрея Евгеньевича Розена, дочь директора Царскосельского лицея В. Ф. Малиновского. После ареста мужа добивалась разрешения сопровождать его в Сибирь вместе с сыном Евгением, однако получила отказ и отправилась одна, оставив ребёнка на попечение сестры — М. В. Малиновской. С супругом встретилась 27 августа 1830 года во время этапирования декабристов из Читинского острога в Петровский Завод. Привезла заключённым письма и посылки от родных. В Петровском Заводе проживала вместе с мужем в тюремном помещении. Оказывала поддержку другим декабристам — переписывала письма, в том числе за И. И. Пущина.

На каторге и на поселении самостоятельно изучала медицину и бесплатно лечила местное население. Интересовалась педагогикой, читала труды И. Г. Песталоцци и других мыслителей. Покинула Сибирь вместе с мужем в 1837 году.

11. Камилла Петровна Ивашева

Супруга декабриста Василия Петровича Ивашева. Была дочерью судовладельца, эмигрировавшего из Франции в Россию в связи с преследованием республиканцев Наполеоном. До замужества работала гувернанткой в семье генерала Ивашева. Прибыла в Петровский Завод 16 сентября 1831 года, где вступила в брак с Ивашевым в Петропавловской церкви. Их сын Александр скончался в младенчестве и был похоронен рядом со склепом А. Г. Муравьёвой.

Во время пребывания в ссылке активно помогала другим декабристам и их семьям — переписывала письма, оказывала моральную и бытовую поддержку. На поселении в Туринске (с 1835 года) занималась воспитанием детей и помогала местным жителям лекарствами. Скончалась во время родов дочери Елизаветы, которая также не выжила.

Читайте также