Эксперт об оценках за поведение в школе: Важно разработать критерии оценивания

С начала сентября в школах шести регионов России вводятся оценки за поведение учеников. Инициатива охватывает все уровни школьного образования, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными. Каждой школе будет предоставлено право выставлять оценки за поведение, а единые и стандартизированные требования к данному процессу будут разработаны и утверждены Минпросвещения России.

Своим мнением с нашими коллегами из RuNews24.ru поделилась Наталия Савинкина Наталия, которая с 2010 по 2021 г. занимала пост директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 Тамбовской области, а в настоящее время является заместителем директора по учебной части в частной московской общеобразовательной школе.

В рамках исследовательской инициативы образовательные учреждения шести субъектов РФ — Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия — станут площадками для тестирования системы оценивания поведения школьников. Проект направлен на анализ воздействия данной меры на учебную дисциплину, вовлеченность учащихся и психологический климат в коллективах. Центральное внимание уделят методологическим вопросам: созданию прозрачных критериев оценки, минимизации субъективности педагогов, а также анализу возрастающей нагрузки на преподавателей при внедрении системы.

Результаты пилотного проекта, включая промежуточные данные, будут представлены для профессиональной экспертизы и обсуждения с родительским сообществом. На основе финальных выводов будет принято решение о целесообразности введения поведенческих оценок в общероссийском масштабе.

Эксперт Наталия Савинкина отмечает двойственный характер инициативы. С одной стороны, формализация оценки поведения способна стимулировать у учащихся самоконтроль, способствовать созданию благоприятной учебной среды и помочь в формировании этических ориентиров. «Для многих детей система четких критериев становится картой, помогающей ориентироваться в школьных правилах и развивать нравственные принципы», — подчеркивает специалист.

С другой стороны, существуют риски гипертрофированного влияния субъективных суждений педагогов, что может привести к необъективному оцениванию личностных качеств учеников. Жесткая система баллов способна спровоцировать эмоциональное напряжение, особенно у тревожных детей, а акцент на поведенческих аспектах может отвлекать от главной задачи школы — оценки академических знаний.

Ключевым условием успеха эксперимента Савинкина называет разработку сбалансированных критериев, охватывающих базовые нормы: отношение к учёбе, соблюдение дисциплины, уважение к участникам образовательного процесса, социальную активность. «Показатели должны быть достаточно простыми для применения, но при этом исключать предвзятость. Например, оценивать можно факт опозданий, участие в субботниках или грубые нарушения устава», — предлагает эксперт.

Особо подчеркивается необходимость дифференцированного подхода: академическая успеваемость должна оставаться приоритетным критерием, тогда как поведенческие баллы могут играть вспомогательную роль. Окончательная эффективность системы будет зависеть от профессиональной компетентности педагогов в сочетании с гибкостью применяемых методик.

Читайте также