В России снова заговорили о борьбе с ненормативной лексикой — на этот раз не только в общественных местах, но и в интернете. Законодатели предлагают ввести более жёсткие меры за ругань, включая значительное увеличение штрафов.
Депутат Александр Аксененко заявил, что в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) будут внесены поправки, ужесточающие наказание за нецензурную брань в общественных местах и в виртуальном пространстве. Штрафы для граждан могут вырасти до 10–20 тысяч рублей, для юридических лиц — в несколько раз. Законопроект также нацелен на устранение правового пробела: сегодня организаторы массовых мероприятий не несут ответственности за артистов, которые позволяют себе ругаться на сцене. Новые нормы должны охватить не только публичные пространства, но и культурно-зрелищные события, а также цифровую среду.
О том, насколько эффективны подобные меры и не нарушают ли они свободу слова, мы поговорили с кандидатом юридических наук, доцентом Финансового университета при Правительстве РФ Оксаной Васильевой.
«Увеличение штрафов за использование ненормативной лексики, с одной стороны, действительно способно привести к снижению употребления нецензурных выражений, поскольку с психологической точки зрения, страх наложения санкций и привлечения к ответственности будет порождать большую сознательность и соблюдение закона. А с другой стороны, ужесточения наказаний недостаточно для того, чтобы значительно снизить процент употребления нецензурных выражений. Важно создать условия, которые повлияют на изменение общественного мнения о неприемлемости такого поведения», — подчеркнула эксперт.
Мат под запретом: как ещё можно бороться с руганью?
По мнению Оксаны Васильевой, помимо штрафов существуют более эффективные альтернативы — в первую очередь просветительские инициативы. Это образовательные программы в школах и вузах, информационные кампании в СМИ, родительский контроль и поддержка культурных проектов, в которых ненормативная лексика табуирована.
Эксперт считает, что нужно создавать тренд на речь без мата. Молодёжь — это группа, сильно подверженная влиянию общества. Если «в моде» будет культурное общение, ругань уйдёт сама собой.
Она также предлагает сотрудничество с медиа, чтобы разработать стандарты речевого поведения, и даже внедрение технологий — программ, которые отслеживают и блокируют мат в интернете.
Где грань между словом и нарушением?
Определить, что именно считается ненормативной лексикой, до сих пор непросто. По словам Оксаны Васильевой, чёткого списка таких слов в законе нет. На практике это определяется стилистически и этически — всё, что относится к бранной, вульгарной и оскорбительной речи.
По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ, в российском законодательстве отсутствует чёткий перечень слов и выражений, подпадающих под запрет. Однако некоторые нормативные акты частично регулируют использование лексики:
- Конституция РФ;
- ФЗ «О защите детей от информации...» (ограничивает вредный контент, включая мат);
- Закон «О СМИ»;
- ФЗ «О государственном языке РФ»;
- КоАП РФ.
Эксперт также считает, что идея привлечения лингвистов и культурологов для разработки критериев ненормативной лексики и оценки контекста её использования является хорошей:
- Лингвисты помогут чётко определить границы нецензурной лексики, опираясь на структуру и эволюцию языка.
- Культурологи проанализируют, как мат используется в разных социальных контекстах, что важно для справедливого применения законов.
- Научный подход снизит субъективность в оценке бранных слов, уменьшив спорные трактовки.
- Лингвисты и культурологи смогут разработать официальный перечень нецензурной лексики, что минимизирует разночтения при оценке допустимости отдельных выражений.
Штрафы и свобода слова: где тонкая грань?
Поправки вызывают споры и в юридическом, и в общественном поле. Некоторые опасаются, что новые меры могут ограничить свободу выражения мнений. Однако эксперт уверена: говорить можно — но культурно.
«Ужесточение наказаний за использование ненормативной лексики не может привести к нарушениям свободы слова, поскольку всегда нецензурную речь можно заменить на культурную, что, в свою очередь, не нарушает право граждан на выражение собственного мнения по тому или иному поводу», — говорит Оксана Васильева.
Эксперт также отмечает возможный негативный эффект: раскол в обществе по вопросу введения штрафов, где одна часть населения будет поддерживать такие меры, а другая — выступать против.
Обратный эффект и эффект «запретного плода»
Есть и опасность, что запрет может вызвать обратную реакцию — интерес к запрещённому. Особенно в молодёжной среде, где ругань может быть способом самоутверждения.
«Чтобы избежать такого положения событий, необходимо вместо слишком строгих наказаний сосредоточиться на образовательных программах, которые объясняют негативные последствия использования ненормативной лексики и способствуют развитию навыков конструктивного общения», — отмечает Оксана Васильева.
Эксперт также добавляет, что эффективной альтернативой может стать популяризация культурных форм самовыражения – развитие творческих проектов, литературных кружков и дискуссионных площадок. Параллельно необходимо создавать социальную среду, где ценятся вежливость и содержательный диалог, что естественным образом уменьшит потребность в грубой лексике.
А как у них? Международные практики
Во многих странах также ведётся борьба с ненормативной лексикой — от просвещения до прямого регулирования. В Южной Корее функционирует Корейская комиссия по коммуникациям. В её структуре созданы специализированные комитеты, которые мониторят использования нецензурных выражений в медиа.
В Австрии, Канаде и США регулирование некультурной лексики в СМИ осуществляется через профессиональные этические кодексы для журналистов и изданий.
Дополнительно в таких странах, как Австралия, США, Великобритания и Финляндия реализуются образовательные инициативы по повышению медиаграмотности, где особое внимание уделяется вопросам этики цифрового общения.
А в Австралии и ОАЭ за грубое слово можно попасть под уголовное преследование.
По мнению эксперта, подобные подходы — разработка этических кодексов, создание специализированных медиакомитетов и внедрение просветительских программ — демонстрируют наиболее эффективные международные практики регулирования употребления ненормативной лексики в общественном пространстве.
Инициатива депутатов обещает кардинально изменить подход к регулированию ненормативной лексики — в общественных местах, на концертах, в блогах и соцсетях. Но чтобы эта реформа не превратилась в «охоту на слова», ей потребуется не только административная строгость, но и тонкий подход, основанный на знании языка, культуры и психологии.
Пока законопроект находится в стадии разработки, остаётся надеяться, что к диалогу подключатся не только юристы и чиновники, но и педагоги, социологи, культурологи и сами граждане — ведь речь, в конце концов, это зеркало общества.