Создатель и руководитель футбольной школы «Форвард» Александр Ярош – яркий пример того, каким сегодня может быть наставник. Он внимателен ко времени, которое, как известно, идёт вперёд, и любит своё дело всей душой. Мы поговорили с Александром о главной идее школы, о детской психологии, а также о весьма неоднозначном состоянии футбола в крае.
- Александр, как 2024 год прошёл для «Форварда»?
- В этом году школе исполнилось 7 лет. Каких-то ярких событий или знаменательных побед на выездных соревнованиях не назову. Были выезды, турниры, где мы достаточно высокого забирались. Но этот год больше запомнился становлением школы, укреплением наших позиций в филиалах. Проводили работу над ошибками, старались улучшить условия, в которых занимаемся. Например, провели работу с тренерским составом, обучили молодых тренеров. Недавно тренеры прошли обучение по психологическим особенностям развития детей разного возраста. В следующем году планируем проводить тренинги для родителей. Сместили вектор на индивидуальное развитие. Чтобы каждый ребёнок чем-то наполнился, чтобы остался положительный отпечаток на его ещё совсем не зрелой жизни.
- Развитие не вширь, а вглубь.
- Да.
- Сегодня вы не тренируете детей сами, но тем не менее много с ними общаетесь. На ваш взгляд, дети стали чувствительнее?
- Конечно, это однозначно так. Самое интересное наблюдение, что дети 2015 и 2016 года рождения – разные. Хотя, казалось бы, всего год разницы. Все развиваются по-разному. Во времена моего детства у десятилетнего пацана и четырнадцатилетнего были плюс-минус одинаковые интересы, они понимали друг друга. Сейчас при наличии интернета всё очень быстро меняется. И дети стали более чувствительными, да. Это нормально. Мы с тренерским составом под это подстраиваемся. Были случаи, когда тренер приходил и говорил: «А вот меня за это могли ударить!» Но все прекрасно понимают, что сейчас всё по-другому. Те методы воспитания, которые были раньше, в большинстве случаев сегодня не работают.
- То есть жёсткие меры бесполезны.
- Да. Сейчас нужно больше общаться, находить общий язык. Подчеркну, что это нормальное течение событий.
- В недавнем интервью газете «Чита спортивная» легендарный забайкальский футболист и тренер ФК «Чита» Владимир Векварт сказал, что для него как для тренера первоочередной задачей является воспитание порядочного и честного человека, а уже потом футболиста. Какова идея вашей школы?
- Владимир Фридрихович очень точно сформулировал, озвучил миссию и нашей школы. Мы воспитываем будущее поколение, а футбол является просто инструментом. Конечно, о футболе не забываем, он остаётся одной из основных задач. Но не главной. Не все станут футболистами. Тот, кто должен заиграть и у кого есть определённые навыки и таланты, тот обязательно заиграет. В первую очередь решает характер, дисциплина. Очень много талантливых ребят, которые просто не прикладывают нужных усилий, им не хватает упорства. Из них не вырастают футболисты. А те, кто как тёмная лошадка идёт – медленно, ошибаясь, – те, как правило, потом выстреливают.
- В прошлому году вы давали интервью проекту «Редколлегия». При просмотре ролика у меня сложилось впечатление, что с одной стороны, вы позитивно смотрите на развитие футбола в крае, но с другой – ощущалась некоторая печаль – трудно в Чите пробиться, показать себя.
- Да, вы очень точно описали моё состояние. Внутри своей школы я позитивно настроен, потому что нам всем нравится футбол и работать с детьми. Возможно, небольшими шагами, но мы развиваемся каждый год. Есть куда расти. А в плане печального состояния… Конечно, смотришь, как, например, футзал развивается в других регионах… Недавно вот ездил на матч в Иркутск, это прямо праздник футбола. Несмотря на то, что Чита и Иркутск расположены недалеко друг от друга, в городах разное отношение как к футзалу, так и к большому футболу. У нас футбол как будто бы задвинут на второй план. Министерство спорта недостаточно делает для самого популярного вида спорта.
- Выходит, иркутская администрация относится к футболу внимательнее?
- Может быть. Досконально я не разбирался в иркутском футболе. Но, насколько знаю, в Иркутске есть две федерации футбола, которые стараются конкурировать между собой, а конкуренция очень важна. В большом футболе у них есть две команды, которые конкурируют между собой внутри региона. Город живёт футболом. Мне хотелось бы, чтобы у нас футбол был настоящим праздником, чтобы мы собирали болельщиков в залах и на стадионах. Чтобы людям было интересно этим заниматься.
Я не говорю, что у нас совсем город печальный. У нас активное внимание уделяется единоборствам, хоккейному клубу «Манул». Это здорово, это необходимо 100%. Но футбол почему-то за бортом.
Из последнего, что запомнилось у нас, это Первенство Забайкальского края по мини-футболу среди юношей 2013–2014 годов рождения. Играл наш 2014 год против ФК «Чита» — 2013. Наши родители молодцы, постарались создать праздник. Мы проиграли этот финал, но никто не ушёл оттуда равнодушным, злым, печальным.
- Вы сказали, что никто не ушёл печальным. В фильме «Человек, который изменил всё» есть эпизод, в котором владелец бейсбольной команды, увидев, как спортсмены после проигрыша веселятся, танцуют, выпивают, решил устроить им взбучку. Он разбил битой музыкальный центр и отчитал захмелевших игроков. Добившись гробовой тишины, владелец сказал: «Вот так звучит проигрыш». Персонаж правильно поступил?
- Думаю, правильно. Но тут нужно понимать, с кем ты работаешь. Если бы взрослая команда так себя повела, то я не только музыкальный центр разбил был. А если проигрывает ребёнок и ты приходишь и рассказываешь ему, как звучит проигрыш… Да они и так уже поняли, как он звучит. Причём они могут хихикать, это же детская психика.
- А что нужно говорить детям, которые проиграли?
- Есть психологический приём, метод. Нужно сначала посмотреть на состояние команды. Если они веселятся – это странно. Об этом нужно сказать, но не с бейсбольной битой. И, конечно, нужно выделить положительные моменты. Кто-то всё равно проявлял какие-то качества, кто-то старался. А потом уже сказать, что вот здесь, ребята, было неправильно и нужно делать вот так. Необходимо помогать детям искать решение, чтобы у них формировались правильные игровые привычки. Одна из задач, которую мы обсуждаемы с тренерами, – не навредить. Одному мальчику можно крикнуть, и он без проблем на это отреагирует, а другой может закрыться, и потом ты уже не подберёшь к нему ключик.
- Какие планы у школы?
- У нас есть оздоровительные команды – для детей, которые занимаются рядом с домом, в удобное вечернее время: пришли, позанимались, ушли. Раз в квартал мы проводим для этих детей соревнования внутри школы, награждаем всех участников. И есть сборные команды – это команды, направленные на достижение каких-то результатов, ребятишек их этих команд мы отправляем на просмотры в другие города. И нам было важно выстроить вертикаль, чтобы у мальчишек были перспективы развития. Всех же на просмотры не отправишь. Для этого у нас создана взрослая команда «Забайкалец», в которой на данный момент играет тренерский состав. Вертикаль, о которой я сказал ранее, нужна, чтобы дети потихонечку переходили в старшую команду. Соответственно, для этой команды мы ищем дополнительное финансирование. Чтобы была возможность развиваться не только на уровне края, но и ездить в другие города.
Например, в январе мы поедем тренерским составом на турнир в Улан-Удэ «Кубок Горсовета». Это международный турнир, который проходит на достаточно высоком уровне, с трансляциями, с болельщиками. Приезжают команды из высшей лиги мини-футбола России, из Китая, из Монголии. За первые места мы там бороться, конечно, не будем, потому что уровень футбола в Чите всё равно ниже. Но для развития команды и в целом футбола в регионе такие выезды очень важны. Стараемся идти в этом направлении.
- Представим, что прямо сейчас к вам подошёл незнакомый ребёнок и попросился в вашу школу. Он робок, сомневается в себе, но ему интересно. Что бы вы ему сказали? Как бы напутствовали в наше непростое время?
- Тут тоже есть психологические приёмы. Я бы сел с ним на один уровень, положил руку на плечо, сказал: «Привет, друг! Как тебя зовут? Сколько лет? Занимался футболом или нет?» Потом его нужно представить всем, похлопать ему.
А если копнуть глубже: «Ты — маленький мужчина, перед которым открыт весь мир. А мир всегда меняется, он не бывает в спокойном состоянии. И если ты будешь переживать из-за того, на что не можешь повлиять, то ты будешь всегда тревожным и несмелым. Ты можешь ходить на тренировки, можешь стать тут лучшим. Добивайся, пробуй. Делай то, что тебе нравится, не озираясь на что-то извне».