Буддизм, буузы и почитание власть имущих: как работает Забайкальская региональная общественная организации бурят

Забайкальская региональная общественная организации бурят существует с 1990 года. Её главная задача – популяризация бурятской культуры посредством конкурсов и мастер-классов для детей. О философии объединения, а также о свежих проектах нам рассказала зампредседателя организации Долсон Жалсанова.

В состав Забайкальской региональной общественной организации бурят входит более 5 тысяч человек, из них около тысячи – активисты. Однако руководители объединения считают единомышленниками всех бурят, проживающих в Забайкалье. Сегодня организацию возглавляет Эрик Сангин, а её деятельность осуществляется за счёт грантов, а также благодаря спонсорской поддержке.

По словам Долсон Жалсановой, появление организации было связано с желанием людей бурятской национальности сохранить глубинные традиции народа в эпоху перемен. В 90-е развитию национальной культуры не уделялось должного внимания. Был существенный риск потерять родной язык и обычаи. Буряты очень болезненно восприняли такую перспективу.

Говоря подробнее о тех самых традициях, Долсон подчеркнула, что это в первую очередь толерантность, любовь к стране и к предкам. А также уважение к старшим и к власть имущим. Это всегда было у бурят в крови. Если народ выбрал того или иного руководителя, то обязан ценить его и поддерживать. Вести отрицательную работу против того, кто владеет государственной властью – грех. А если чиновник заботится в первую очередь о собственном кошельке, а не о народе? Ну тогда «мы его просто не замечаем».

Жалсанова считает важным воспитание гражданской ответственности. Ведь если ты, например, выкидываешь мусор в неположенном месте, то вредишь будущему своих детей аж до седьмого колена – загрязняешь ауру. Кроме того, особую роль играет позитивная энергетика слов.

Всё это организация и старается привить детям через мастер-классы и многие другие проекты, о которых мы расскажем дальше.

Сама Долсон разговаривает на трёх языках – бурятском, русском и монгольском. Пропуская через себя ту или иную мысль на нескольких языках, можно найти золотую середину. Она отметила, что серединный путь является важнейшей частью тибетской философии. Жалсанова уверена, что буддизм – это в первую очередь философия. Многие другие религии подразумевают безоговорочное исполнение заповедей и правил, тогда как буддизм располагает к размышлениям и анализу, учит принимать чужую точку зрения. Этим она объясняет востребованность буддизма в Забайкалье, ведь около 60% посетителей дацана – русские.

Кстати, один из недавних проектов организации был связан как раз с Читинским дацаном. Совместно с ним, а также с Союзом женщин Забайкальского края были проведены 3 этапа конкурса национальных костюмов. Дело в том, что в священных местах нельзя оголяться, а в дацан приходят, порой, чуть ли не в купальниках. Цель проекта состояла в том, чтобы показать правильное ношение дэгэлов. Для участия в конкурсе нужно было сфотографироваться в национальном костюме на территории дацана, а затем отправить фотографию на суд жюри, которое состояло в том числе из представителей дацана. В первом этапе поучаствовало 30 человек, во втором – 60. А вот третий этап конкурса, завершившийся 21 ноября, собрал всего 10 участников. Победители получили сладкие призы.

Сегодня объединение реализует большой проект на грантовые средства от «Норникеля». Первой его частью стало проведение конкурса сочинений среди школьников с 5 по 8 класс. Учащиеся 50 школ Читы порассуждали на тему «Дары природы в рамках бурятской культуры». Задача конкурса была весьма амбициозна: научить детей ценить природу. По словам Жалсановой, дети в своих работах сильно отходили от темы, и тем не менее 20 победителей были определены. Дети получили призы в виде сувениров и книг на бурятскую тематику, а также грамоты от комитета образования.

В рамках реализации этого же гранта проводятся мастер-классы. По словам Долсон, изучение бурятского языка в формате лекций детей не увлекает, а вот через мастер-классы по национальной кухне – более чем. Школьники учатся готовить буузы, а между делом говорят как на русском, так и на бурятском языках. Ребята увлечены процессом и легко запоминают оригинальные названия блюд. «Всё равно что-то остаётся» – уверена Жалсанова.

Популярностью пользуются и мастер-классы по шитью национальных костюмов. Детям интересно примерять получившуюся одежду точно так же, как попробовать только что приготовленные буузы. Специально для этих мастер-классов были приобретены позницы и швейные машинки.

Кто же проводит все эти мероприятия? Сама Долсон, а также участники ансамбля ветеранов «Найдал», который состоит из 20 человек. Многие из них заслуженные педагоги.

Жалсанова подчёркивает, что сегодня организацию поддерживают. Они не сами по себе, ни в коем случае. Кроме того, объединение всегда радо информационной поддержке.

Читайте также: Бурятская культура в Чите: сохраняя традиции и вдохновляя будущее

Читайте также