12 новых школ появится в Забайкалье – мечта или очередная проблема?

16 октября в 14:31

12 новых школ появятся в Забайкалье до конца 2025 года. Однако вместе с радостью приходит и тревога: построят, а кто будет учить? Хватит ли в Забайкалье педагогов, чтобы укомплектовать эти учреждения, разбирался корреспондент ИА ZabNews.

Школы до 2025 года должны появиться в следующих населённых пунктах:

  • в Александровском Заводе
  • в Нерчинске
  • в Агинском
  • в Дарасуне
  • в Забайкальске
  • в Атамановке
  • в Засопке
  • в Смоленке
  • в Чите в мкр Романовском
  • в Чите на улице Нерчинско-Заводской
  • в Чите в посёлке КСК
  • в Чите в мкр Хорошем

Две школы — в Александровском Заводе и Нерчинске — планируют сдать уже в этом году, а по остальным шести учреждениям, не считая концессионных в Чите, сроки сдачи планируют перенести на 2025 год.

Чтобы понять, действительно ли проблема нехватки преподавательского состава в новых школах стоит так остро, мы решили разобраться, как в целом обстоит ситуация с кадрами в сфере общего образования. В ответе на запрос ИА ZabNews в Минобразования Забайкалья сообщили, что по данным на 1 января 2024 в школах работают 11 333 педагога. Почти 9,5 тысяч из них – учителя.

Большая доля преподавателей – 49,7% приходится на сотрудников в возрасте 35-55 лет. Доля молодых в возрасте до 35 лет и учителей старше 55 — всего 21% и 29,3% соответственно.

При этом, учителя старше 55 лет всё чаще остаются работать в школах, а молодых становится всё меньше. За последние 4 года молодых педагогов до 35 лет стало на 6% меньше, а педагогов старше 55 лет — на 1,7% больше.

В начале этого года в Забайкалье требовалось 462 преподавателя. Наибольшая потребность в математиках – 90 вакансий, учителях русского языка и литературы – 77, иностранных языков – 75, начальных классов – 44. Нехватка кадров больше всего наблюдается в Приаргунском, Краснокаменском округах, Борзинском районе и Чите.

Здесь речь идёт лишь о дефиците кадров в существующих школах. А сколько учителей потребуется в новые школы? По предварительным расчётам, 370 – чуть меньше необходимой потребности в регионе сейчас. 140 человек потребуется для работы в школах Читы, 230 – в районах края. И мы не забываем про «естественную» нехватку – ещё 462 преподавателя. Все они нужны к 2025 году.

«Потребность в педагогах во вновь построенных школах будет закрываться за счёт выпускников педагогического направления образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Кроме того, учителя привлекаются в школы по договорам совместительства», — говорится в ответе Минобраза Забайкалья.

В основном, будущих педагогов готовят в ЗабГУ. Учить детей в школах смогут выпускники по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Педагогическое образование с двумя профилями». Ежегодно по этим направлениям выпускают в среднем 420 человек.

При этом треть выпускников-очников не идут дальше работать, по данным ЗабГУ, из-за армии, магистратуры или декретного отпуска. Например, в 2022 году из 883 очников официально трудоустроились только 70%, в 2023 году только 61%. За два года «отвалились» 586 человек — это полный зал спорткомплекса «Мегаполис»!

По заявлению Минобраза Забайкалья, закрыть потребность кадров в новых школах смогут выпускники 2025 года. Давайте посчитаем. В следующем году из ЗабГУ выпустится около 500 человек. И даже с учётом того, что треть выпускников не будет работать, а уйдёт в армию, магистратуру или декретный отпуск – молодых специалистов хватит, чтобы обеспечить хотя бы 90% вакансий. И всё как будто бы даже сходится. Но это только на бумаге.

В августе прошлого года тогда ещё и.о. министра образования Забайкалья Арюна Байкова сообщала, что в школах не хватает 600 учителей. В этом уже 460. Таким образом мы понимаем, что из выпускников этого года в профессию пришло всего около 140 человек — даже не 60%, которые остаются в профессии, как говорит об этом ЗабГУ. Но стоит отметить, что часть выпустившихся молодых специалистов покидают родной край — уезжают за более выгодными условиями в другие города, оставаясь, при этом в профессии.

Из проведённого анализа становится очевидно – молодые учителя просто не доходят до забайкальских школ и надеяться на то, что они закроют огромную потребность – слишком смело.

Читайте также