Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
23 июня 2024, 12:29
23 июня
В Чите:+21°C
$ 87.96
€ 94.26
¥ 12.05

От школьной парты к успешной карьере: как помочь детям выбрать будущее

Евгения Волчек
14 июня в 17:45

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Строчки из всеми известного стихотворения Маяковского говорят нам о том самом, «удивительном» возрасте, когда каждый человек подходит к одному из первых важных и, в идеале, ответственных решений. И да, действительно, именно юношеский возраст ориентирован на профессиональное становление личности, выбор своего карьерного пути. Но только ли в этом суть профессионального самоопределения?

В очередном выпуске «Блогов» профориентолог Евгения Волчек поможет разобраться, когда нужно начинать разговаривать с детьми о будущей профессии и как их правильно направить.

Справка об эксперте: консультант-профориентолог, куратор программы «Поколение выбор» для детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации Благотворительного фонда «Открывая горизонты» в Забайкальское крае, социальный предприниматель. Специализация: ведущая курса осознанного выбора профессии «Твой путь» для подростков и взрослых, профориентирование (профессиональное самоопределение), ведущая профориентационных игр, тренингов

Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, когда начинается и заканчивается (если заканчивается) путь профессионального самоопределения и становления личности как профессионала, в чём же заключается суть профориентирования и в каком возрасте оно актуально.

Итак, давайте разберёмся, что же включает в себя профессиональное самоопределение? Профессиональное самоопределение — это часть самоопределения личности и «Я-концепции», которая включает в себя два основных компонента: оценку себя по внутренним и общепринятым критериям и процесс выбора и освоения профессии.

Процесс формирования «Я-образа» является динамичным и занимает существенную часть жизни личности, внося значительные изменения и вклад в развитие личности на каждом этапе её становления. Поэтому, делая логичный вывод, мы можем понять, что и процесс профессионального самоопределения начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути человека, видоизменяясь в зависимости от потребностей и актуальностей периода.

Поговорим о том, каким же образом происходит становление личности как профессионала. Всем известно, что психические функции человека обладают особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как будто «идут» впереди остальных, подготавливая почву другим. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения профессиональной деятельности.

В дошкольном возрасте ребёнок получает, обобщает и систематизирует представления о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. В игре дети присваивают себе роли учителей, врачей, продавцов, парикмахеров, поваров. Результатом таких игр становится выполнение простейших видов труда. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведёт к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

Позднее, у детей младшего школьного возраста одно из первых мест займут мотивы выбора профессии и самосовершенствования. Осознание ребёнком своих способностей и возможностей в дальнейшем может привести к формированию представлений о желаемой профессии. Особенно это проявляется к концу младшего школьного возраста, когда проявляются индивидуальные различия и особенности. Тогда и расширяется спектр профессиональных предпочтений. Получение новых знаний и выполнение трудовой деятельности способствует развитию всех познавательных процессов младшего школьника и особенно воображения. С познанием новых профессий появляются профессионально окрашенные мечты и фантазии, которые в дальнейшем окажут существенное влияние на профессиональное самоопределение личности.

В задачи учителей и родителей на данном этапе входят: формирование трудовых умений и навыков, подготовка к трудовым усилиям и формирование общественных мотивов труда, а также воспитание у них качеств личности. Таких, как — самостоятельность, ответственность, расчётливость. Стоит задача дать детям общие представления о современных прогрессивных технологиях, приблизить их к осознанию своих интересов и способностей и к необходимости обоснованного выбора будущей трудовой деятельности. Важно сформировать у детей реальные представления о современных профессиях, наиболее востребованных на рынке труда, побуждать творчество детей, поощрять инициативу, самостоятельность, предприимчивость. Для этого нужно сделать посильный труд ребёнка систематическим и для него выгодным. Он должен осознавать, что его действия приносят пользу другим.

Для профессионального самоопределения наиболее благоприятным периодом принято считать возраст от 14 до 23 лет, когда впервые закладываются основы нравственного отношения к различным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые и определяют избирательность человека по отношению к различным профессиям. Развитие профессионального самоопределения в подростковом возрасте направлено на закладывание основ работоспособности, осознание своих отдельных черт личности, осознание своих желаний, осознанный и ответственный выбор своего будущего профессионального пути. В этот период подростки начинают выделять для себя отдельные учебные предметы, заниматься в кружках разной направленности, которые формируют у них профессиональные намерения   и профессионально ориентированные мечты.

Давайте немного отойдём от теории и попробуем перенести на практику, вспомнить — а как мы проходили этот путь? Ведь все мы «родом из детства», и каждый из нас проходил и проходит этот путь. Был ли ваш выбор осознанным или навязанным извне — родителями, обстоятельствами, у кого-то это была преемственность поколений, кто-то шёл за компанию с друзьями, за любовью, а кто-то осознанно, понимая и имея свою мечту реализации себя в определённой профессии. Но в любом случае это был индивидуальный путь каждого, его опыт, из которого он вынес для себя осознание. 

Но каждый родитель желает своему ребёнку лучшего будущего, стремиться помочь, и мы с вами можем попробовать сформулировать роль родителя на этом ответственном этапе выбора ребёнком своего профессионального будущего. Безусловно, роль родителя очень важна, и зачастую мы совершаем одну из самых грубых ошибок, пытаясь реализовать в детях свои амбиции и мечты. Важно помнить, что ребёнок — это отдельная личность, со своими интересами, мечтами, желаниями, способностями. И задача родителя — не задавить своим авторитетом, своим пониманием жизни, а стать  «наставником», помочь увидеть и развить сильные стороны личности, вместе разобраться, в каких направлениях подросток сможет реализовать свой потенциал, с помощью которых осуществит свои мечты. Мы каждый день делаем множество выборов: куда пойти, что надеть, какое направление для отпуска выбрать. Одни из них несущественные, другие очень важные и ответственные. Но каждый из них ведёт нас к своему результату, и один из важных моментов, в котором родитель может принять участие, — это научить подростка делать свой выбор — взвешенный и ответственный, с пониманием всех последствий и результата.  При этом не стоит и самим забывать о том, что любой результат — это опыт. Любой результат можно пересмотреть и исправить. В наше время скоростей очень быстро меняются веяния, желания, потребности, каждый год в мире появляется очень много новых профессий, также много исчезает совсем или видоизменяется до невозможности. И очень нужно дать понять ребёнку, что мы, как родители, доверяем ему сделать его один из первых, очень ответственных выборов, что родитель — не диктатор, а опора. Тот человек, который примет, безусловно, любой выбор и останется рядом, несмотря ни на что.

Как вы думаете, закончилось ли на данном этапе профессиональное становление личности? Можно ли выбирать после 25, 30. 40…? Конечно, можно. В жизни любого человека происходит множество событий, переосмысление ценностей, появляются новые мечты —  всё это ведёт к желанию пересмотреть свой профессиональный путь. Кто-то решает «углубиться» в действующую профессию, кто-то меняет карьерную стратегию, а кто-то и решается на кардинальную смену деятельности. 

Профессиональное самоопределение начинается в раннем детстве и является спутником человека до самой глубокой старости. И каждый возраст соответствует своему этапу, в ходе которого решаются определённые задачи, происходят переосмысления и освоение новых навыков. 

Эта тема очень глубока, и в определённых моментах незаслуженно обделена вниманием. В одной статье невозможно рассказать не только обо всех тонкостях, но и просто раскрыть её тезисно, задавайте вопросы, которые вас интересуют, и мы обязательно продолжим наш разговор.

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: