Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
17 июня 2024, 14:01
17 июня
В Чите:+23°C
$ 89.07
€ 95.15
¥ 12.16

Ключ к карьере: какими видят работодатели своих будущих сотрудников из вузов и какую работу хотят получить выпускники

Ирина Цынгуева
18 мая в 11:30

Каждый год сотни студентов заканчивают высшие учебные заведения Забайкалья, вооружённые знаниями и амбициями, готовые сделать первый шаг на пути к успешной карьере. Однако между теорией и практикой существует пропасть, которую приходится преодолевать. Работодатели и выпускники часто смотрят на этот процесс с разных точек зрения. Работодатели ищут кандидатов с определёнными навыками и качествами, которые позволят компании расти и развиваться, тогда как выпускники стремятся найти работу, соответствующую их ожиданиям и образовательному фону.

Именно эти вопросы обсуждались на круглом столе, посвящённом теме «Молодые кадры региона. Карьерные возможности Забайкальского края: наука, бизнес, власть», который прошёл 13 мая в главном корпусе ЗабГУ. Присутствующие высказывались о том, какими видят работодатели своих будущих сотрудников из вузов и какие качества ценят превыше всего. Также говорили о том, какие позиции и условия труда ищут сами выпускники, чтобы лучше понять, как обе стороны могут найти взаимопонимание и сотрудничать для достижения общих целей.

Круглый стол открыла ректор ЗабГУ Оксана Мартыненко словами о том, что будущее любой территории связано с людьми, и каждый руководитель на своём уровне решает задачу народосбережения. Поэтому вузам важна обратная связь от работодателей. Здесь она указала на то, что они ожидают обратную связь по тому, как вузы могут изменить образовательные программы, чтобы воспитывать профессиональные кадры. Также для вузов важно формировать коллектив высококвалифицированных педагогических и научных кадров, потому что профессионалы учат профессионалов.

Далее в ходе обсуждения участники высказывались о том, как они выстраивают работу с молодыми специалистами, как взаимодействуют с вузами. В частности, начальник отдела развития государственной службы управления государственной службы и кадровой политики Губернатора Забайкальского края Виктория Наумова рассказала, что между правительством и ЗабГУ есть соглашения о прохождении стажировок: студенты третьего курса имеют возможность прийти на стажировку. Она отметила, что хотелось бы привлекать больше таких студентов, потому что есть потребность.

Заведующий кафедрой менеджмента и управления персоналом, директор «Регионального центра оценки и развития управленческих компетенций ЗабГУ» Ирина Казарян дополнила, что в настоящее время в органах государственной власти стажировку проходят 18 студентов. Её основное отличие от практики в том, что она не формальная, за каждым стажёром закреплён наставник, который направляет и ставит задачи стажёру, и студент должен накопить 100 часов, чтобы получить сертификат об успешном прохождении стажировки. Основная задача — знакомство со средой и повышение заинтересованности работы в госорганах. Ирина Казарян отметила, что несколько ребят уже рассказали, что им нравится эта стажировка, и для них приятной неожиданностью стало, что их там ждут.

Директор  Забайкальского института железнодорожного транспорта Александр Ерёменко также поделился их опытом профориентации: в ЗабИЖТ она начинается со школы — лицей, детская железная дорога, техникум, вуз. И в этом процессе участвуют все руководители всех уровней, отметил он.

После того как участники круглого стола поделились своими вступительными словами, раскрывая свои ожидания и опыт, обсуждение перешло к деталям. В частности, коснулись портретов выпускников — молодых специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь. Были рассмотрены их ожидания от работы и видение своего будущего. И здесь работодатели, которые участвовали в обсуждении, довольно единодушно высказались о том, что хотели бы видеть в выпускниках заинтересованность, они должны уметь быстро адаптироваться и быть способны к многозадачности. По словам Оксаны Мартыненко, в этом плане на первое место выходят так называемые soft skills.

Затем внимание переключилось на портреты работодателей — тех, кто ищет таланты, способные привнести новые идеи и энергию в их компании. Были озвучены ключевые качества, которые молодые специалисты считают наиболее важными, и их ожидания от компаний. Сравнивая эти два взгляда, участники пытались понять, где они пересекаются, а где расходятся. И здесь практически единодушно и представители вузов, и работодатели заявили о том, что для нынешних молодых специалистов уровень заработной платы является не единственным значимым критерием при выборе места работы. Сегодня молодые специалисты обращают внимание и на корпоративную культуру, на то, как они смогут адаптироваться и как компания помогает развивать человеческие ресурсы.

Здесь стоит отметить высказывания Игоря Геннадьевича Кунгурова. Он отметил, что современные молодые журналисты отличаются, они не так увлечены профессией, а СМИ края становятся во многом лишь кузницей кадров, где молодёжь может набраться опыта и работать уже в других сферах. Так, он привёл в пример ситуацию, когда за год из ЧГТРК ушло несколько молодых журналистов, выбрав работу в пресс-службах. Вместе с тем он подчеркнул, что работа журналиста — это призвание, и зачастую она требует напряжения, когда рабочий день длится больше чем 8 часов, а нынешние выпускники не всегда готовы посвящать себя такой работе на 200%.

Затронули и вопрос смены профессий, и здесь однозначное мнение большинства было таким: есть специальности, где смена профессии не совсем актуальна. Обычно это инженеры, врачи, военные. Но вот с гуманитарными и экономическими специальностями ситуация обстоит ровно наоборот: достаточно часто выпускники, получив диплом, откладывают его в сторону и идут работать в другую сферу.

Сквозной линией через весь этот разговор звучала тема профориентации. И об этом я поговорила с Ириной Казарян уже по завершении мероприятия. Мы обсудили ситуацию в школах, когда профориентационные дисциплины появляются в школьных программах только к старшим классам. И здесь её однозначное мнение, что профориентация должна начинаться раньше, как минимум с 5 класса. Только так к окончанию основной общеобразовательной программы в школе ребёнок сможет выбирать предметы на ОГЭ не по принципу «где легче сдать», а исходя из своих интересов и желаний.

Небольшой лайфхак прозвучал от Дарьи Ананьиной, доцента кафедры социальной работы ЗабГУ. Она высказалась о том, что есть не только дефицит молодых специалистов, но и молодых учёных. И называла направления, где такая нехватка ощущается наиболее остро — в основном это специальности на стыке областей знаний, например, IT-специалист со знанием юриспруденции, социолог со знанием китайского и т. д. В частности, она отметила, что очень не хватает специалистов, владеющих монгольским языком. А поскольку стратегия развития Забайкалья сейчас очень тесно связана с выстраиванием сотрудничества в азиатском регионе, то знание какого-либо языка будет очень большим плюсом любому специалисту.

Хочется отметить, что дискуссия была оживлённой, но не хватило чуть больше представителей от компаний-работодателей. Всё-таки когда работодателей представляют только крупные организации, взгляд на ситуацию не совсем полноценный. Ведь есть ещё сфера среднего и малого бизнеса, муниципальная служба, другие организации, где дефицит кадров ещё более ощутим, но их голоса не прозвучали на этом круглом столе. Надеюсь, что при следующей встрече представительство будет более широким, что позволит охватить больший спектр вопросов.

И резюмируя, Оксана Мартыненко подчеркнула, что сейчас на рынке труда свою волю диктуют не работодатели, а работники. Все организации сейчас вынуждены выстраивать свои HR-стратегии, исходя из ситуации, что свободных специалистов нужной квалификации мало. Соответственно, наиболее выигрышным способом решения ситуации является активное взаимодействие работодателей с вузами, чтобы с самого начала кадры воспитывались под их требования, а студенты уже с 1-2 курса понимали, какие варианты выстраивания карьеры по профилю специальности у них есть.

И добавлю, что здесь нужно выстраивать не только взаимодействие работодателей с вузами, но и вузов со школами. Так, используя различные профориентационные подходы, можно получать действительно целевых студентов, которые будут настроены не только на поступление в конкретные вузы Забайкалья, но и на дальнейшую научную деятельность.

 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: