Удивительно, как увлечение одного человека может принести пользу сотням и тысячам его потомков, а также стать кладезем историко-этнографической информации, памяти для целого народа. Приехавшая ещё до Великой Отечественной войны на самый север Забайкалья – в Каларский район – Мария Лукьяновна Пинегина стала тем самым человеком, чьи труды легли в основу уникальной книги, увидевшей свет благодаря стараниям людей нашего времени и при поддержке надёжного инвестора. Речь о сборнике эвенкийских сказаний – «Сказок забайкальского севера».

Передававшийся из поколения в поколение фольклор для эвенков – коренного народа Севера Забайкалья – является единственным источником, отражающим мировоззрение, обычаи, мудрость и дух народа. Так как письменности у эвенков до прихода Советской власти не было.
Предыстория

Мария Пинегина приехала в Каларский район в 1935 году, где более 10 лет проработала учителем русского языка и литературы. Не являясь учёным-этнографом, она из собственного интереса стала записывать в тетради истории людей, среди которых ей довелось жить. Не удивительно, что многие из них – это эвенки. Люди рассказывали о себе, о своём прошлом и прошлом своих предков, также делясь и традициями, и сказками, и фольклором.
Мария Лукьяновна очень ответственно относилась к своему увлечению, поэтому кропотливо фиксировала имя рассказчика, год и место, где были сделаны записи. Так, например, большая часть сказок была записана в сельхоз артели имени Ворошилова в селе Чапо-Олого у местных колхозников.
Уникальность записей в том, что они написаны от руки и в большинстве своём никогда не издавались, оставаясь недоступными для тунгусоведов и учёных из других областей исторических и гуманитарных наук. Но потом всё изменилось.
Подарок из Костромы
В марте 2010 года в адрес администрации Каларского района пришло письмо из Костромской области (учительница после работы в Забайкалье уехала в Кострому). Это писала дочь Марии Пинегиной, которая, разбирая архивы родителей, наткнулась на записи эвенкийских сказок и рассказов: «Я поняла, что это уже история, достойная места в памяти нынешних школьников, а, может быть, и настоящих исследователей». Так, это письмо послужило отправной точкой для передачи уникальных записей Каларскому историко-краеведческому музею, который уже более 30 лет ведёт кропотливую работу по сбору материального и нематериального наследия эвенков.
Сотрудники музея с огромным интересом начали изучать записи, в которых, наряду с эвенкийскими сказками, содержались сведения о нелёгкой судьбе коренного населения забайкальского Севера в дореволюционный период, обрядах, поверьях, а также жизни каларцев в далёких 30-50-х годах ХХ века.
В итоге, и появилась идея выпустить отдельный сборник сказок.
Справедливости ради нужно отметить, что первые обработанные Пинегиной сказки были опубликованы ещё в 1947 году в литературно-художественном альманахе «Забайкалье». А в 1952 году Читинское областное государственное издательство выпустило сборник «Эвенкийские сказки», где наряду с другими собирателями фольклора, сказкам, записанным Марией Лукьяновной, уделено большое внимание. Но именно такого сборника, который было решено создать, ещё не было.

Рождение книги
«При работе с рукописными дневниками Марии Лукьяновны и переводе их в печатный вид были сохранены звучание и написание слов, местных диалектов, пунктуации, орфографии и стилистическое построение текстов. Работу осложнял тот факт, что часть записей Марии Лукьяновны выполнена простым карандашом или чернилами. За период длительного и не всегда правильного хранения, многие тексты стали непригодны для расшифровки и потребовали дополнительной работы. В частности, проводились сканирование и фотофиксация некоторых страниц и их восстановление», – вспоминают сотрудники Каларского историко-краеведческого музея.
Очень повезло, что кроме сказок в архиве Марии Пинегиной были и личные рисунки, наброски к рассказам. Они также вошли в книгу «Сказок забайкальского севера», как и атмосферные и яркие фотографии Каларского района, и даже детские иллюстрации, для отбора которых среди местных ребят проводился специальный конкурс.

«Сама собирательница в своих дневниках разделяет сказки на несколько блоков. Мы постарались не отходить от задумки автора и разместили их так же. В основу издания вошёл большой блок сказок о животных, сказки о чудесном и сказки о борьбе чангитов (разбойников) и богатырей. В издание вошли сказки как ранее опубликованные, так и неизвестные (в общей сложности более 200 – ред.)», – говорится в предисловии книги.
Путь книги и слова благодарности
Книга была выпущена тиражом в 1 000 экземпляров. Причём проект удалось воплотить в жизнь при непосредственной поддержке Байкальской горной компании, реализующей в Каларском районе проект освоения Удоканского месторождения меди. Инвестор взял на себя оплату услуг по художественному оформлению книги – концепт и макет-дизайн издания.
«Наш музей при поддержке БГК проводит большую работу по сохранению традиций и обычаев каларских эвенков, и книга – значительная часть этой работы», – говорит директор Каларского историко-краеведческого музея Наталья Бастрыкина.
Теперь же готовится передача экземпляров книг в культурные и образовательные учреждения Каларского района и Забайкальского края. Кроме того, с 2019 года в школах района введён интегрированный учебный курс «Забайкаловедение», в рамках которого изучаются предметы «Литература Забайкалья» и «Фольклор Забайкалья». Новое издание эвенкийских сказок, уверены в районе, как раз станет отличным пособием для занятий и будет способствовать этнокультурному развитию учащихся. Также книга, безусловно, на долгие-долгие годы сохранит то, что могло быть утрачено, но сохранилось благодаря неравнодушным людям.