Ольга Добрынина из Читы — счастливая мама 5-летних двойняшек, директор магазина федеральной сети, а ещё наставник сразу двух подростков из детдомов Читы. Мы поговорили с Ольгой и узнали, каково это — быть наставником сложного подростка и как не выгореть на добровольческих делах.
Наставничеством девушка занимается уже три года — с самого начала одноименного проекта. Вообще, у проекта есть принцип «один наставник на одного ребёнка», но история Ольги — исключение из правил.
Она признаётся, что ещё с самого детства ей было жаль детей из детского дома. Ведь с ними не общались даже самые «плохие» компании, считая оторванными и «какими-то не такими». Поэтому когда Ольга увидела, что в Забайкалье запускается проект наставничества, сразу подала заявку, прошла собеседование и тренинги, заполнила анкету. По распределению её поставили наставником 16-летнего Богдана.
«Меня познакомили с моим Богданом. Он эту анкету на наставника совершенно от балды написал, его просто заставили. В это время как раз был карантин, встречу проводили по «Зуму». Привели этого мальчика, чудного, у него была какая-то странная стрижка. Первая встреча длилась 40 минут, и я абсолютно не знала, о чём говорить. Он молчал всё время, а я пыталась что-то рассказывать, но это было максимально тяжело», — рассказывает Ольга.
Так же безуспешно прошло ещё несколько встреч. Мальчик не шёл на контакт, а потом и вовсе несколько раз пытался отказаться от наставника. Для Ольги это был самый тяжёлый момент.
«Все пришли в проект, начали общаться, и у всех всё классно. Он со мной вообще не хочет ни общаться, ни встречаться. Богдан мог жёстко ответить или гадость сказать. Я думала, что я плохая какая-то, но мне помог психолог проекта», — делится девушка.
Дети в детских домах закрытые, они не верят взрослым, у них есть внутренние проблемы и потому пытаются «отгородиться». Прибавьте к этому всему бушующие гормоны, постоянные напоминания о том, что «ты ничего не добьёшься» и отсутствие друга, и вы поймёте, насколько тяжёлой может быть жизнь подростка.
Оттаял мальчик лишь через полтора года постоянного общения. Начал не просто отвечать Ольге, но и желать доброго утра, хорошего дня, чего раньше никогда не было. Но главное — у мальчика появилась поддержка, он начал доверять и менять свою жизнь.
«Меня всегда трогает, когда мои ребята пишут мне что-то приятное. Недавно у меня был день рождения и ребёнок написал мне, насколько я ему важна, как он благодарен, что я — единственный человек, который в этом мире может поддержать, когда ему тяжело. Ещё я всегда радуюсь и горжусь успехами подопечных», — рассказывает Ольга.
Аналогичная ситуация произошла и с Алиной — второй подопечной Ольги. С девочкой она познакомилась совершенно случайно.
«Участвовала в другом проекте волонтёром. Приехала в детдом, там организовали фотосессию для девочек. Все девочки в платьях, нарядные, а Алина в джинсах была, так же, как и я. Визажисты и парикмахеры рассказали, что девочка выпила им всю кровь — ей не ничего не нравилось, не нравилось в платьях. Я сказала Алине, что она и в джинсах красивая. В итоге мы вместе с ней начали фотографироваться, так и познакомились, начали общаться», — делится Ольга.
Девушка признаётся, что Алина зацепила её своей дерзостью. Девочка была хулиганкой, похожей на Ольгу когда-то. Девушка оформила на Алину гостевой режим, а со временем стала для неё наставником. Девушка признаётся — изначально у Богдана была немного ревность, но он парень добрый, хорошо отнёсся к желанию Ольги. Алина и Богдан познакомились лично совсем недавно, ранее они были знакомы лишь заочно.
Ольга для подростков — не просто наставник, а друг и авторитет. Она не ограничивает и не запрещает, а советует и показывает, как может быть. Например, находясь дома у куратора, дети, словно губка впитывают, какими могут быть отношения между двумя людьми, как распределены обязанности в семье и как по-доброму к тебе могут относиться. К этому счастью и начали стремиться трудные подростки — начали стараться, перестали прогуливать школу, стали получать хорошие оценки.
«Изменить их жизнь просто. Их стимулирует вера и искренний интерес. То есть я, как наставник, что я делаю? Я просто верю. Я вижу их потенциал, и раз за разом повторяю — «слушай, путь тяжёлый, но я с тобой рядом. Ты справишься», — рассказывает Ольга.
По словам Ольги, у детей детдома достаточно ресурсов, у них есть всё, что нужно для жизни, кроме одного — взрослого друга, который сможет выслушать. Им не нужны нотации, им нужна поддержка и общение.
«Я уверена, что мои подопечные уже не попадут в плохую статистику, в порочный круг, не закончат страшно эту жизнь, а найдут себя и станут счастливы», — делится наша героиня.
Именно это знание и уверенность в подопечных даёт Ольге силы заниматься наставничеством, не опустить руки, а продолжать творить.
«Когда видишь изменения в их жизни, понимаешь, что всё не зря», — рассказывает Ольга и добавляет, что сделать жизнь детей из детдома лучше может каждый.
Наша героиня Ольга — не единственная, кто занимается наставничеством в Чите. Помимо неё есть ещё 32 наставника, но ещё сотни детей без родителей ждут своего большого друга. Того, кому можно довериться. Того, кто поддержит.
Проект «Наставничество» в Чите — это не про усыновление и не про спонсорство. Это про дружбу взрослого и подростка из детского дома. Дружбу долгосрочную и искреннюю — от сердца к сердцу. Помогают детям-сиротам наставники от детского дома до большой жизни.
Проектом занимается Забайкальское отделение Союза добровольцев России. Чтобы попасть в «Наставничество» необходимо быть не моложе 24 лет и не иметь судимости. Желающие могут заполнить анкету на сайте nastavnichestvo.org.