ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новогодние открытки, созданные с любовью и теплом, могут стать неповторимым подарком

Из насмешек в восторг: история критики велосипедов. Ждёт ли похожая судьба электросамокаты?

Рост популярности электросамокатов становится серьёзной проблемой: стихийные парковки на тротуарах и увеличивающееся количество несчастных случаев, вызванных их использованием, приводят к возникновению опасных ситуаций. Конечно, в нашем городе средства индивидуальной мобильности не так широко распространены, но даже при этих условиях с начала года было зарегистрировано несколько ДТП с участием электросамокатов. Мы решили заглянуть вглубь истории и разобраться в теме появления и внедрения в нашу жизнь новых видов транспортных средств: как это происходило и как на это реагировала общественность. Для примера мы взяли историю велосипедов.

В настоящее время велосипед кажется обычным средством передвижения, но в тот момент, когда его изобретали, он был символом новомодности и прогресса.

История создания велосипеда

Это популярное средство передвижения появилось не одномоментно, в его создании принимали участие разные изобретатели. Сначала были аналоги велосипеда, например, двухколёсная машина из дерева, которую показал в 1791 году во Франции граф Де Сиврак. В движение она приводилась ногами, человек просто отталкивался от земли и перемещался, а называлось это устройство «Селярифер».

Затем в 1817 году появился первый прообраз самоката, создатель — Карл Дрейз — назвал его «машиной для ходьбы», а простонародным названием стала «дрезина». Через год эта машина была запатентована (да, уже в то время были правовые основы для закрепления авторского права на свои изобретения). А примерно через 20 лет другой изобретатель — шотландский кузнец Кирк Патрик Макмиллан — приделал к дрезине педали. В качестве ходового механизма были использованы металлические стержни, которые передавали импульс от педалей к заднему колесу, а для управления использовался руль на переднем колесе. Чуть позже к этой конструкции добавили надувные шины.

В 70-х годах 19-го века стали распространяться велосипеды «пенни-фартинг». Их назвали так из-за разных размеров колёс, как и монет пенни и фартинг. Переднее колесо у таких велосипедов было очень большим, а заднее намного меньше. Педали были на переднем колесе, а седло размещалось сверху. Такая конструкция считалась очень неустойчивой и опасной, поэтому популярнее были трёхколёсные модели.

Дальше в 1867 году у велосипедов появились металлические колёса со спицами, а через два года — рама, и после этого изобрели цепную передачу. Первым велосипедом, практически полностью похожим на современные модели стал Rover, его сконструировал Джон Кемп Старли в 1884 году. Ещё через 4 года на смену резиновым колёсам пришли каучуковые, и езда стала намного комфортнее.

Но золотыми годами велосипедов стали 90-е годы 19-го века: велосипеды оборудовали педальными тормозами, появился механизм свободного хода, а чуть позже изобрели и ручной тормоз.

Критика велосипедов и велосипедистов

Весь этот период велосипеды подвергали критике, такой разбор технопессимистов сделал Алексей Подклетнов в своём канале на vc.ru. Например, на сайте Pessimists Archive можно найти реальные газетные вырезки с критикой нового тогда средства передвижения. 

Вот какие жалобы находились у людей, невзлюбивших велосипеды:

  • врачи жаловались, что велосипеды портят осанку. Они заявляли, что осанка у велосипедистов «то ли прямая, то ли кривая». По их мнению, такое состояние было даже опаснее обычного искривления, потому что человек не осознавал свою болезнь и не обращался к врачам. Здесь скорее жалоба не на самих пациентов, а на то, что они не тратили деньги на врачей;
  • девушки на велосипедах были провозглашены духовенством «врагами Библии», пособниками антихриста» и многими другими эпитетами за то, что велосипеды побуждали женщин к мужскому поведению. Ведь они делали их независимыми;
  • в 1894 году New York Times, бывший уже тогда авторитетным, писал о том, что велосипедисты могут получить проблемы с психикой, проще говоря «двинуться кукухой»: «Нет ни малейшего сомнения, что частая езда на велосипеде приводит к слабоумию, лунатизму и мании убийства»;
  • в Канаде одна из газет также считала, что велосипеды сводят с ума, но почему-то по большей части женщин. И аргументом было то, что женщины совершали наезды на пешеходов. Помните схожие случаи с электросамокатами? Но мы хотя бы не называем таких горе-ездоков сумасшедшими, просто безответственными;
  • в 1895 году Western Newspaper Union пошла ещё дальше, обвинив велосипедистов в разрушении бизнеса книжных магазинов. Ведь они не могли одновременно ездить и читать;
  • а годом позже велосипедистов обвинили в том же, но по отношению к учителям музыки — увлекаясь ездой на велосипеде, человек меньше слушал музыку и не стремился учиться музицированию.

Среди прочих претензий были и вполне обоснованные — от пешеходов. Они больше не чувствовали себя в безопасности и жаловались на необходимость уступать дорогу. Впрочем такие жалобы и сейчас можно услышать на улицах с оживлённым движением.

А что с велосипедами сегодня?

Велосипед играет важную роль в нашей жизни в настоящее время по ряду причин:

1. Транспортное средство: велосипеды являются доступным и экологически чистым способом передвижения. Они позволяют нам быстро и удобно перемещаться по городу, избегая пробок и проблем с парковкой. Велосипеды также используются для поездок на работу, в школу или на учёбу, что способствует активному образу жизни и физической активности.

2. Физическое здоровье: велосипед является отличным способом физической активности, который помогает укрепить сердечно-сосудистую систему, улучшить выносливость и силу мышц, а также контролировать вес. Регулярные прогулки на велосипеде способствуют повышению уровня энергии и улучшению общего самочувствия.

3. Развлечение и отдых: велосипедный спорт становится всё более популярным и предлагает различные формы активности, такие как горный велосипед, шоссейный велосипед, BMX и другие. Многие люди наслаждаются прогулками на велосипеде в природных парках, лесах и горах, получая удовольствие от природы и свежего воздуха.

4. Экологическая устойчивость: велосипеды являются экологически чистым средством передвижения, не выделяющим вредных выбросов и не загрязняющим окружающую среду. Использование велосипеда вместо автомобиля помогает снизить загрязнение воздуха и улучшить качество окружающей среды.

5. Социальное взаимодействие: Велосипедные мероприятия, такие как гонки, велопарады и велоклубы, способствуют социальному взаимодействию и общению с единомышленниками. Велосипедная культура объединяет людей разных возрастов и интересов вокруг общего увлечения.

В общем, теперь человечество видит в велосипедах практически одни только плюсы. И тут появились электросамокаты.

Откуда пошёл электросамокат

Если вы думаете, что электросамокаты появились недавно, несколько десятилетий назад, то вы глубоко заблуждаетесь. Точная дата его появления неизвестна, но если обратиться к истории патентов отдельных комплектующих, то вот:

  • 1740 год — первый электромотор;
  • 1859 год — свинцово-кислотная батарея;
  • 1881 год — электроповозка.

Однажды на пути этого развития какой-то гений догадался совместить велосипед с электродвигателем, и вот в 1896 году британский производитель велосипедов Humber представил первую модель электровелосипеда, на котором могли ехать два человека. А первая модель, практически схожая с современными электросамокатами появилась в 1915 году в Нью-Йорке.

Эти изобретения гения инженерной мысли появились даже до того, как появились правила дорожного движения, светофоры на дорогах, например, появились только через 15 лет после того, как самокаты Autoped начали ездить по этим самым дорогам. Ими, кстати, активно пользовались суфражистки, демонстрируя таким образом свою независимость, и почтальоны, которым просто была важна мобильность и удобство. Но спустя какое-то время автопеды утратили свою популярность, и затем на протяжении всего 20 века изобретатели пытались вернуть электросамокаты в стан средств передвижения.

Но современная история электросамокатов начинается уже в нашем веке. Так, в 2017–2018 годах они начали набирать огромную популярность в некоторых американских городах. Причиной этому стала модель шеринга самокатов, ведь немногие были готовы покупать в собственное пользование дорогой агрегат. А возможность прокатиться за небольшую плату стала отличной альтернативой, которая привлекла новых пользователей.

Новый виток критики

Как и в истории с велосипедами, электросамокаты пришлись не по душе многим людям. Противостояние поклонников и противников этого средства передвижения в США достигло пика в 2018 году. Тогда The Gaurdian писали, что их воруют, поджигают и ломают. Один мужчина дошёл до того, что утопил 60 таких средств передвижения в ближайшем озере. Стоит отметить, что в Азии эти средства мобильности никогда не вызывали большой критики, просто потому что там иная культура дорожного движения — только вспомните картины, как сотни мопедов и байков одновременно двигаются по улицам азиатских городов.

В России происходила примерно похожая история, рост популярности и критика. К тому же начался лавинообразный рост случаев дорожно-транспортных происшествий с участием этого транспортного средства, что не могло не беспокоить общественность.

Так, по статистике МВД России, в 2022 году в стране было зарегистрировано 941 ДТП, для сравнения тремя годами ранее, в 2019 году их было только 142.

Поэтому в конце 2022 года правила дорожного движения были дополнены положениями, регламентирующими использование электроскутеров, электросамокатов и других транспортных средств, оснащённых электродвигателями. Эти изменения начали действовать с 1 марта 2023 года, а все такие транспортные средства теперь называются средствами индивидуальной мобильности (СИМ).

При этом важно помнить, что человек, управляющий СИМ, не приравнивается к водителю, поэтому к нему не применяются нормы КоАП. Соответственно, правовая основа для использования электросамокатов появилась, но количество ДТП с их участием не сократилось. Так, за 6 месяцев этого года таких происшествий было уже 1043, такие данные были опубликованы Научным центром безопасности дорожного движения МВД РФ.

Возможно, это связано с тем, что развитие гражданской ответственности и самосознания несколько отстаёт от развития правовых основ в обществе. Вместе с тем, сегодня, критикуя электросамокаты и другие СИМ, не стоит сваливаться в мракобесие 19 века, обвиняя водителей во всём и называя эти виды транспортных средств чем-то неподходящим или неуместным на дорогах. Важнее здесь заниматься разъяснительной работой, особенно с детьми.

Например, в школах преподаётся предмет ОБЖ, но правила безопасного поведения на дороге начинают подробно разъяснять только в средних классах, при этом в учебниках рассматриваются ПДД только для велосипедов, мопедов и мотоциклов. И если учебники сложнее быстро заменить на новые, особенно если изменения происходят в середине учебного года, то сами учителя должны уделять этому внимание, рассказывая на уроках, дополняя программу более актуальной информацией.

 

В заключение, я считаю, что не стоит ожидать, что на электросамокаты обрушится волна критики, аналогичная той, что была в 19 веке. Наше современное общество значительно более развито и образовано, что позволяет нам более объективно оценивать и принимать новые технологии, в том числе и средства передвижения, такие как электросамокаты. Вся ответственность за их безопасное использование лежит на человеке, управляющем ими. Как и в случае с любым другим транспортным средством, соблюдение правил дорожного движения и осознанное поведение на дороге являются неотъемлемой частью безопасного использования электросамоката. Необходимо соблюдать скоростные ограничения, уступать дорогу пешеходам, быть внимательными к окружающим и принимать меры предосторожности, чтобы избежать возможных происшествий.

Владельцы электросамокатов должны осознавать свою роль в общей безопасности и принимать меры для предотвращения возможных происшествий. Обучение правилам безопасного использования электросамоката, использование защитного снаряжения и соблюдение правил дорожного движения помогут сделать управление электросамокатом безопасным и приятным опытом для всех участников дорожного движения.

Читайте также