Государственный театр национальных культур «Забайкальские узоры» в Чите сейчас переживает не лучшие времена. Мы уже писали, что сотрудники массово увольняются из театра, но, к сожалению, после публикации новости положение дел осталось неизменным. Недавно работники театра составили обращение в адрес министерства культуры Забайкальского края с просьбой «разобраться со сложившейся ситуацией» в учреждении, сейчас они собирают подписи под документом, который оказался в распоряжении редакции ZabNews.
Мы решили разобраться, в чём же всё-таки причина, почему работники бегут из театра? Нам удалось побеседовать с бывшими и настоящими сотрудниками «Забайкальских узоров», которые согласились на участие в публикации на условиях анонимности. При этом от официальных комментариев в приёмной нынешнего и.о. руководителя театра Евгении Старновской отказались. Также не последовало комментария и от других руководителей театра, например, от главного режиссёра концертных программ Галины Сыроватка. Поэтому в своём материале мы публикуем мнения людей так, как они представили их редакции. ZabNews не занимает ни одну из сторон конфликта, а только даёт возможность сотрудникам театра высказаться.
Начнём с того, что, по словам одного из сотрудников театра, на 18 февраля «Забайкальские узоры» покинули 14 человек. Среди них: руководители кружков, артисты хора и артисты драмы, главный режиссёр (он же заведующий отделом по работе с детьми), начальник отдела реализации, администраторы, дизайнер, системный администратор и другие. Увольнения начались после ухода руководителя театра Марии Гуськовой и назначения и.о. директора Евгении Старновской. Большинство уволившихся людей ушли по собственному желанию, но, как сообщали те, кто захотел с нами разговаривать, вынужденно.
«Вышестоящее начальство создаёт неблагоприятные условия для работы. Я сама по этой причине уволилась. Это всё, конечно, делается не прямо, будто бы они не при чём, но все в театре знают, как увольняются «неугодные» люди. Их просто выживают морально», – рассказывает собеседница ZabNews.
Но нельзя сказать, что абсолютно все уволившиеся сотрудники написали заявление из-за стычек с начальством. Были и другие причины:
«Я ушла по причине не устраивавшего меня графика – было тяжело с неустановленным режимом совмещать театр со второй работой... И получала я, действительно, имея высшее образование – специалитет – 15-17 тысяч рублей. Требований было о-го-го, а оплата труда, элементарная забота и благодарность на уровне «да нате вам уже, подавитесь, спасибо». Это обидно, с тем учётом, что всегда были задержки по зарплате. В среднем от суток до 10 дней. Часто бывало так, что выплачивали наличными, а не на карточку, как должно быть. Объяснений, почему так происходит, не давали».
Вообще, по словам работников театра, зарплата для них действительно больная тема. Большая часть из тех, кто работает и работал там, по их же словам, трудились за идею. Как видно из предыдущей цитаты, высокие зарплаты в театре мало кто видит. Но, безусловно, хуже маленьких зарплат – только их задержки.
«Зарплаты тоже задерживают. В последний раз за декабрь была получена зарплата 17 января. В Новый год люди остались без денег. За январь вновь в срок не выплатили. Выплатили только после 12 февраля, и то не всю сумму», – говорит другой сотрудник театра.
Некоторые сотрудники сообщают, что задержки с зарплатами в «Забайкальских узорах» были всегда, особенно в начале года, так что причиной массового ухода работников театра скорее является «дружелюбное» начальство.
Однако, стоит отметить, что работники театра жалуются не на и.о. директора Старновскую, а на известную в Забайкалье творческую семью Николая и Галины Сыроватка, которые, кстати, являются родителями экс-директора Марии Гуськовой.
«Проблема в том, что работать в театре стало невозможно из-за постоянного хамства, интриг, оскорблений и самодурства художественного руководителя Сыроватки Н.В. и его жены – главного режиссёра концертных программ (по совместительству и.о. начальника отдела реализации) и, как нам известно, нашего будущего директора Сыроватка Г.П.», – написано в обращении сотрудников театра в министерство культуры края.
Также работники «Забайкальских узоров» не только упрекают названную семью в нарушении кодекса профессиональной этики, но и ещё задаются вопросом: соответствует ли их образование занимаемым должностям? Кроме того, людей беспокоит, что в театре на руководящих должностях находятся не только сами муж и жена, но и их сын, и внучка работают «специалистом по маркетингу» и «администратором». При этом работники сообщают, что мало кто видит потомков известной фамилии на работе.
Вполне уместно будет вернуться к вопросу об оплате. Один из сотрудников привёл на этот счёт свои личные наблюдения: «Постоянно обещанных премий мы не видели. Зато некоторым внезапно приходили так называемые «остатки заработной платы» при том, что средний кадр в коллективе имеет зарплату от 15 до 20 тысяч рублей, а те «остатки», как позже выяснилось, были премиями и 13-й зарплатой. Как итог, они получали 60 тысяч рублей с лишним. Вот оно равенство и справедливость».
Но это ещё не самое тревожное, что, по словам работников, происходит в театре. Один из бывших сотрудников заявил, что у него есть опасения по поводу расходования грантов, полученных театром. По его словам, суммы не совпадают с качеством реализации проектов. Понимая то, что слова в данном случае не значат ровным счётом ничего, он отдал редакции ZabNews смету расходов (затрат), связанных с реализацией проекта Межрегиональный культурный форум Ассамблеи народов Забайкальского края «Вместе мы — сила!», а также дополнил эту документацию комментарием:
«Сумма этого гранта составляет 3 миллиона рублей. Я участвовал непосредственно в реализации по «их» заданию и сразу скажу, что ни один из участвовавших в этом сотрудников ничего не получил».
При этом, как следует из документов, гонорар артистов из Красноярска по одному из мероприятий составил 100 тысяч рублей, по другому – создание литературного сценария – вышло в 150 тысяч, а работа режиссёра обошлась в 120 тысяч рублей.
По документу у работников театра, несмотря на гонорары сторонних артистов, должны быть вполне солидные заработки при реализации грантов, но не 15-20 тысяч, о которых они сообщают. Сотрудники также рассказывают, как, например, проводилась конференция, входившая в грант. «Присутствовали Галина Петровна, Николай Васильевич, наш пресс-секретарь и ещё пять человек из театра. Просто поговорили, сфотографировались и отчитались. В смете организация пресс-конференции обошлась в 36 тысяч рублей».
Поэтому в своём обращении сотрудники театра также просят проверить качество реализации полученных театром грантов.
Отдельно хотелось бы отметить, что никто из работников «Забайкальских узоров» не захотел давать комментарии от своего имени, даже те, кто уже уволился из учреждения. Некоторые и вовсе решили промолчать даже при условии анонимности. «Я не хочу себе жизнь портить», – объяснил причину отказа от комментария один из уже уволившихся работников. Хотя, стоит отметить, что некоторые говорили, что всё нормально, и ничего из ряда вон в театре не происходит.
Были и те, кто объяснил свою анонимность так: «Я многое слышала… Фактами не владею, но что с одной из работ меня по её указке могут уволить, это факт. А если ей очень захочется, то и статью найти для этого».
«Забайкальские узоры» – прекрасный театр! Те спектакли, которые я видел, действительно захватывали моё сознание и держали интерес до занавеса, и в профессионализме актёров и постановщиков не приходилось сомневаться. Но то, что, по мнению многих бывших и настоящих работников театра, учреждение просто движется куда-то не туда, сильно удручает.
Остаётся добавить, что, по информации пресс-службы министерства культуры Забайкальского края, кандидатура на пост руководителя театра национальных культур «Забайкальские узоры» в Чите, по состоянию на 6 марта, рассматривается в администрации губернатора региона.