Спустя почти полгода судебных разбирательств бывший сити-менеджер Читы Олег Кузнецов был приговорён к 12 годам колонии строгого режима. Судили экс-чиновника за взятки имущественного характера в особо крупном размере – речь идёт о дорогостоящем восстановлении загородного дома Кузнецова в Атамановке после пожара. Согласно заключениям экспертов, работы «влетели в копеечку». Читинская предпринимательница Ольга Лёвочкина и её муж Синь Сюэмин (которым, как установил суд, экс-градоначальник покровительствовал) потратили на ремонт порядка 8 миллионов рублей и роскошно обставили дом внутри, а также благоустроили территорию участка.
Прочитать о том, кто такие Лёвочкина, Сюэмин, Кузнецов и за что судили последнего, можно в первой части материала – там мы подробно рассказывали предысторию дела.
«Не виноватый я, они сами пришли»
В своём последнем слове 21 июня Олег Кузнецов в очередной раз заявил о своей невиновности, что неудивительно. Он категорически отклонил предъявленные ему обвинения и сказал, что прокурор не предоставил ни одного доказательства причастности к каким-то взяткам, а дело сшили лишь из показаний бывших благодетелей Кузнецова, бизнесвумен Ольги Лёвочкиной и её супруга Синь Сюэмина. Дескать, сначала дружили, потом помочь решили после пожара, и всё сами, сами – я ни о чём их не просил и взамен ничего не обещал.
«Прокурор считает, что известные нам граждане Лёвочкина и Сюэмин, не договариваясь со мной ни о чём, не ставя меня в известность о своих намерениях и надеждах, дали мне взятки в виде оказания услуг имущественного характера, стоимость которых юридически оценили как особо крупный размер. Он (гособвинитель, прим. ред.) полагает, что я как должностное лицо в чине руководителя администрации города Читы отблагодарил их за это, пользуясь своими полномочиями и служебным положением. При этом игнорируется факт отсутствия каких-либо действий или намёков на них о моём согласии на подобное», – сказал Олег Кузнецов в последнем слове.
Подсудимый счёл, что прокурор сделал выводы «на основании предположений вроде «должен был знать», «должен был понимать», «должен был предвидеть». На одном из предыдущих заседаний глава «Водоканала» Андрей Ядрищенский во время дачи показаний заметил, что принимать такую помощь на высокой должности не стоит – велик риск оказаться в суде. С ним трудно не согласиться, ведь речь идёт не о каких-нибудь одеялах или продуктах, переданных погорельцам, а полном ремонте и благоустройстве участка стоимостью под 8 миллионов рублей, которое простой человек себе вряд ли сможет позволить за десяток лет. Да и в конце концов, упомянутые Лёвочкина и Сюэмин могли разобрать завалы, прибраться, поклеить простые обои в доме и поставить мебель из обычного ДСП? Могли. Заинтересовало бы это правоохранительные органы? Навряд ли. Однако супруги предпочли подарить мраморную кухню стоимостью более 300 тысяч рублей и забетонировать подъезд к дому. Логично предположить, что за такое они явно на что-то рассчитывали (ну или просто богатые люди живут в другой реальности и для них это настолько же обыденно, как для нас сигарету прохожему стрельнуть).
«Было бы логично предполагать и другой вариант обвинения: что я, видя доверчивость последних (супругов Лёвочкиной и Сюэмин, прим. ред.) к необоснованным надеждам, решил их обмануть – пусть мне делают, а я им ничего делать не буду. Мне такой вариант даже в кулуарах предлагался в ходе расследования, однако я его категорически отверг, так как никогда не желал никого обманывать, я не мошенник и не желаю им быть даже под угрозой сурового наказания, которое запросил мне назначить прокурор, 13 лет лишения свободы. А за что такой космический для человеческой жизни срок?» – сказал Олег Кузнецов.
Он добавил, что его бывшие друзья наверняка заключили досудебное соглашение, однако прокурор Юрий Бегишев это опроверг, заявив, что уголовное дело завели всё-таки по материалам проверки прокуратуры и ФСБ РФ. Тем не менее, от ответственности за дачу взяток Лёвочкина и Сюэмин освобождены, так как сообщили о преступлении и активно способствовали следствию.
К концу своего выступления Олег Кузнецов и вовсе предстал как благородный мученик, страдающий несправедливо.
«Всё, что я делал на муниципальной службе, было направлено на решение реальных проблем читинцев, а не на достижение личных, корыстных целей. Наверное, кому-то это не понравилось, кому-то интересно поддерживать миф, что все чиновники – взяточники, и только и думают, как нажиться за счёт других. Но моя совесть чиста. Сейчас у меня одно желание – быть рядом с людьми, которых я люблю, и которые любят меня. Быть рядом с женой и престарелыми родителями-инвалидами. Я хочу одного – чтобы суд разобрался в ситуации и принял справедливое решение», – закончил бывший сити-менеджер.
Показательная порка
Суд действительно разобрался в ситуации, но Кузнецова не пожалел – он должен отправиться в колонию строгого режима на 12 лет. Кроме того, бывшему чиновнику запретили занимать руководящие должности на 3 года, а предметы преступления из его дома изымут и обратят в доход государства – речь идёт о кухне за 369 тысяч, штор и гардины за 61 тысячу рублей, полученных в качестве взятки. Впрочем, в виду того, что Олег Кузнецов сейчас безработный и накоплений никаких не имеет, решено его не штрафовать. Дом и гараж в Атамановке суд также решил оставить супругам.
Защита Кузнецова приговором была шокирована. Адвокаты считают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и решение намерены обжаловать. Один из защитников Максим Баранов заявил, что они будут бороться за отмену приговора и полное оправдание Олега Кузнецова. На это у них есть 10 суток с момента оглашения решения.
Многочисленная «группа поддержки» подсудимого в виде его друзей, бывших коллег и родных, также недовольна приговором. Присутствующие в зале суда неодобрительно качали головами во время оглашения приговора, а затем толпились в коридоре, провожая Кузнецова в СИЗО. Последний, выходя из зала, показал средний палец старшему помощнику руководителя СУ СКР по Забайкалью Егору Маркову.
Примечательно, что за взятку Олег Кузнецов получил такой серьёзный срок – даже за убийства в Забайкалье давали меньше. Так, например, убийцу собственной престарелой матери в Краснокаменске приговорили к 9,5 годам строгого режима. Установлено, что мужчина, будучи пьяным, жестоко избил старушку до смерти. Бывший военнослужащий за убийство сослуживца, совершённое из ревности, получил 9 лет строгого режима.
Экс-министр здравоохранения Забайкалья Михаил Лазуткин, как и Олег Кузнецов, осуждён на 12 лет «строгача» за взятки на общую сумму порядка 14,5 миллиона рублей. При том, что его преступления явно могли быть для общества более опасны – он содействовал руководителям коммерческих фирм в заключении госконтрактов на закупку медицинского оборудования.
Неясно, чем руководствуются служители Фемиды, кроме Уголовного кодекса. Ясно, что с очень большой вероятностью ближайшие несколько лет Олег Кузнецов проведёт в местах не столь отдалённых. А там либо отбудет свой срок полностью и покинет колонию стариком, либо выйдет по УДО с учётом примерного поведения и наличия хронических болезней. А согласны ли вы с приговором бывшему сити-менеджеру?