Связь с редакцией
Пожалуйста, оставьте настоящие данные, чтобы мы могли связаться с вами и уточнить информацию. При необходимости мы гарантируем вам анонимность.
8 мая 2024, 13:21
8 мая
В Чите:+14°C
$ 91.12
€ 98.31
¥ 12.60

АЗС для малоимущих и дешёвый бензин. Почему план строительства НПЗ в Забайкалье реален

Захар Прилучный
26 августа 2021

С большим любопытством наблюдаю за ходом избирательной кампании депутатов Государственной думы на территории Забайкалья. Особо забавны обещания кандидатов в народные избранники федерального парламента. Тут кто во что горазд, обещают Чите чистый воздух, дешёвый перелёт до Москвы, ремонт сразу всех обветшавших школ и снесённых наводнением мостов и быстрое переселение людей из ветхого жилья. Однако среди всего этого информационного шума есть действительно интересная и рациональная идея, которая ранее широко не озвучивалась и не обсуждалась — это строительство в Забайкалье нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

Arrow Left
1 / 3
Arrow Right

На краю кризиса и безопасности

Цена на бензин в Забайкалье превысила психологическую отметку 60 рублей за литр. На ряде заправок края 98-й бензин продаётся уже по 64 рубля. Это самая высокая цена в стране. Например, в столице (по данным сайта Azsprice) самая низкая цена на бензин Аи-92 – 46.7 рублей, Аи-95 - 50.9 рублей.

По данным информационного сайта Petrolplus, средняя цена на топливо в Забайкалье примерно на 6-9 рублей выше, чем в среднем по России. Да и на Дальнем Востоке цена на бензин в крае одна из самых высоких.

К примеру, в среднем в Чите литр АИ-92 стоит 48 рублей, а в соседнем Улан-Удэ – 45 рублей. Аналогичная ситуация и по другим маркам топлива.  

Разрыв цен на топливо между Дальним Востоком и остальной частью страны — проблема давно известная, ей много лет. Корень её – в слабой топливной инфраструктуре округа, доставшейся в наследство от советских времён. 

На весь макрорегион работают два нефтеперерабатывающих завода:

Комсомольский (входит в «Роснефть») и Хабаровский (ХНПЗ, принадлежит «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) Эдуарда Худайнатова).

Остановка даже одного из них, даже на плановый ремонт и не в сезон – сразу же приводит если не к катастрофе, то к топливному кризису. Например, в середине января закрылся на ремонт Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Было остановлено производство примерно двух тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95 в сутки. К концу января по всему Дальнему Востоку стал ощущаться настоящий дефицит топлива. Это породило очереди на АЗС, рост цен — причём не только на топливо, но и, например, услуги такси. В ситуацию пришлось вмешаться федеральному правительству и помогать региону поставками топлива из Росрезерва. То есть фактически распечатать кубышку, предназначенную на случай природных катаклизмов или вообще войны.

И в этом случае я полностью солидарен с мнением директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, который считает, что любой форс-мажор на любом из этих двух заводов приведёт к системному топливному кризису по всей территории Дальнего Востока. И если один из них уходит с рынка – ремонтируется или по каким-то другим причинам, сразу возникает дефицит топлива. Иметь всего два завода на такую огромную территорию — неэффективно с точки зрения государственной безопасности страны.

К тому же два эти завода производят всего половину от необходимого региону объёма топлива. Остальное поставляется из Сибири. Но стоимость переброски бензина, дизтоплива и прочих нефтепродуктов очень высока, ведь железнодорожные тарифы не субсидируются. Складывается парадоксальная ситуация — на Дальний Восток дорого возить дешёвый бензин! 

Социальный ГСМ

Нельзя сказать, что проблема эта новая. Регулярно предлагаются все новые и новые меры по снижению цен на топливо на Дальнем Востоке. Одна из последних мер – для частичного снижения железнодорожных тарифов Минэнерго России разработало проект постановления правительства, который предусматривает предоставление РЖД субсидий из федерального бюджета на перевозку топлива в регион. Предложение было ещё в 2020 году, однако оно до сих пор не принято: непонятно, за чей счёт будут снижаться тарифы, у кого будут убытки и как их восполнять.

Попытки решить проблему дороговизны топлива на Дальнем Востоке предпринимаются регулярно. Среди них были и совсем экзотические – например, в 2013 году тогдашний замглавы ФАС Анатолий Голомолзин предложил решить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке с помощью поставок бензина из Южной Кореи. По словам Голомолзина, в Южной Корее имеются избытки бензина и мощностей по его производству, а Россия имеет избыток дизтоплива, которое дефицитно в Европе.

Что касается Забайкальского края, то самым реальным планом по снижению цены на ГСМ в регионе можно назвать предложение Президента общественного фонда «Русский Север» Юрия Григорьева по строительству в крае нефтеперерабатывающего завода.

«Строительство в регионе нового НПЗ действительно может помочь решить проблему кардинально. Только строить надо в Забайкальском крае», – отмечает Юрий Григорьев в своих социальных сетях.

Он обратился к руководству нефтяной компании «Роснефть» с предложением рассмотреть вопрос строительства на территории края современного нефтеперерабатывающего завода, который должен обеспечить потребности забайкальцев в недорогом топливе. Одновременно завод позволит создать новые рабочие места и добавить налогов в бюджет Забайкальского края. 

«Завод – только часть разработанной экспертной командой программы по решению топливной проблемы в крае, и – шире – во всём макрорегионе от Якутска до Южно-Сахалинска. Мы также предлагаем субсидировать из федерального бюджета стоимость транспортировки топлива, и внести в Бюджетный кодекс изменения с целью введения пониженной ставки налогов на ГСМ в тех регионах, где цена превышает среднероссийский уровень. Ещё одно предложение программы – создание социальных АЗС для малообеспеченных граждан: пенсионеров, жителей села и многодетных семей. Это будет государственно-частная программа, которая может быть реализована как за счёт госбюджета, так и за счёт средств социально ответственных корпораций», – подчеркнул Юрий Григорьев.

Строительство НПЗ именно в Забайкалье — неслучайно. Здесь не только самые высокие цены на бензин. Здесь ещё и одни из самых высоких в стране цен на продукты питания. Более дешёвое топливо снизит стоимость доставки товаров народного и промышленного потребления, позитивно повлияв на край в целом, позволит повысить в регионе уровень жизни.  

Надо отметить, что для самой компании проект Забайкальского НПЗ, может быть и не самый экономически прибыльный, зато прекрасно работает на заявляемые компанией цели ответственного поведения перед государством, следования принципам ESG (набор стандартов деятельности компании, в экологической, социальной и корпоративной сферах, следование принципам существенно повышает инвестиционную привлекательность компании, прим. редакции). Таким образом, для «Роснефти» этот проект может имиджевым, а для государства и региона - выгодным. Именно поэтому предложение Григорьева выглядит весьма реалистичным для реализации.

Современная интерпретация Григорьевым идеи улучшения топливной конъюнктуры края является продуманной, обоснованной и действительно — наконец-то – может сработать. Ведь государственно-частного партнёрство действительно может сработать на примере Забайкалья, так как там воедино сложились все необходимые факторы – необходимость поднимать уровень жизни, развивать производство в самом регионе и решать проблему топливообеспечения всего Дальнего Востока. Возможно, на предложение Григорьева стоит обратить внимание всем регионам ДФО, ведь его реализация повлияет и на их развитие экономическим «эхом» от Забайкалья. 

Увидели опечатку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также: