Руководитель — это не просто человек, принимающий решения. Это точка сборки для всей команды: источник уверенности, энергии, смысла.Когда процессы автоматизируются, а бизнес-среда меняется ежедневно, именно человеческие качества лидера становятся главным конкурентным преимуществом. Можно ли научиться быть руководителем? Каким должен быть современный лидер, чтобы за ним шли люди? На эти и другие вопросы ответили наши эксперты.
По словам Евгения Шувалова, исполнительного директора S4b Group, автора телеграм-канала «Robot-Robo: продажи под контролем», эффективный руководитель — это прежде всего человек, который умеет держать фокус на целях и достигать их с теми ресурсами, что есть в распоряжении. Разнообразие способов решения задач показывает: к успеху приходят и эмпатичные руководители, и их противоположность — рациональные «люди-цифры». Путь у них разный, но конечный результат одинаков — достижение цели.
А психолог и социальный предприниматель Мария Самушкина добавляет: настоящий лидер умеет принимать решения там, где нет готовых данных и нет гарантий:
«Способность принимать решения в условиях тотальной неопределённости. Когда данных ноль, а ставки запредельны. Выбор между «А» и «Б» в прошлом. Сейчас важно умение создать «В» из ничего и повести за собой, не зная исхода. Это качество рождается на стыке интуиции и смелости».
Эксперт также добавила, что настоящий руководитель умеет быть разным — в зависимости от ситуации и людей рядом. В 9 утра он способен быть требовательным и жёстким на планёрке, добиваясь конкретных результатов, а уже к 11 — проявить чуткость и внимание, поддерживая расстроенного сотрудника. И в обоих состояниях — оставаться искренним. Такая способность мгновенно переключаться между ролями требует высокой психологической зрелости и внутренней дисциплины — это и есть настоящая ролевая пластичность.
Кроме того, сильный лидер не ищет виноватых. Он осознаёт, что ошибки подчинённых — это отражение его собственных недоработок: где-то недосмотрел, не настроил процессы, не вдохновил. Эффективный руководитель принимает удар на себя, а затем спокойно анализирует причины и ищет пути решения. Это взрослая, тяжёлая, но единственно правильная позиция — позиция настоящего лидера.
Светлана Гринькова, HR-директор, делится интересным эпизодом:
«Недавно на конференции я задала вопрос Дэвиду Кови, сыну Стивена Кови: что важнее — лидерство или менеджерские навыки? Ведь лидерство основано на личностных качествах, которые не всегда поддаются изменению, тогда как менеджерским навыкам можно обучиться».
Ответ Кови был лаконичным и точным:
«Лидерские качества первичны, а за ними следуют менеджерские навыки. Лидерство — это компас и направление, а менеджмент — тактика и движение. Лидерство — это знать, к какой стене приставить лестницу, а менеджмент — взобраться на неё. Лидер — про выдающиеся результаты, менеджер — про эффективные процессы».
Эксперты едины во мнении: лидерство не даётся по рождению, оно формируется.
«Лидерство — это внутренний выбор и набор выработанных компетенций», — отмечает Мария Самушкина.
Она сравнивает развитие лидерских качеств со спортом:
«Представьте себе спортзал. С рождения у кого-то мышцы крепче, но без тысяч часов у станка не будет ни фигуры, ни техники. Так и с лидерством. Есть «природная харизма» — это как данность от природы. Но она бесполезна без «накачанных» навыков».
К таким навыкам эксперт относит:
«Лидерство — это спорт для психики. Можно родиться с хорошими данными, но без работы над собой ты проиграешь тому, кто каждый день „качается“», — подчёркивает эксперт.
Все три эксперта выделяют эмоциональный интеллект (EQ) как основу эффективного управления.
«Эмоциональный интеллект – это про эмпатию и атмосферу в коллективе. При эмпатичном руководителе люди чувствуют себя в безопасности, текучки либо вовсе нет, либо она падает до минимума», — считает Евгений Шувалов.
При таком руководителе в команде создаётся атмосфера доверия и безопасности — сотрудники готовы трудиться даже за меньшие деньги, потому что чувствуют поддержку и смысл, добавляет эксперт. Однако важно соблюдать баланс: чрезмерная эмоциональность без рационального расчёта может мешать достижению целей. Руководителю, который опирается только на чувства, но не умеет работать с цифрами, сложнее удерживать эффективность.
«EQ — фундамент эффективного управления. Без него технические навыки бесполезны. Руководители с высоким EQ создают более сплочённые команды и достигают лучших результатов», — говорит Светлана Гринькова.
«Без высокого EQ ты словно слепой водитель, который рулит, не видя дороги», — отмечает Мария Самушкина.
По её словам, эмоциональный интеллект — это инструмент управления не просто людьми, а их состояниями и энергией. Настоящий руководитель способен распознать не просто плохое настроение сотрудника, а увидеть за ним причину и возможные последствия:
«Если ты замечаешь, что Аня сегодня не в ресурсе, значит, под угрозой её проект. Причина — выгорание или конфликт в отделе. И ты понимаешь: нужно вмешаться прямо сейчас».
Мария подчёркивает, что высокий эмоциональный интеллект помогает говорить с каждым членом команды на его языке мотивации:
«Одного мотивируют деньги (страх и жадность), другого — признание (голод по значимости), а третьего — азарт от сложной задачи (потребность в росте). Ты говоришь с каждым на его языке, а не тычешь всем одинаковой „морковкой“».
Такой руководитель способен вовремя предотвратить конфликт, заметить напряжение в коллективе и погасить его до того, как ситуация выйдет из-под контроля.
«Hard skills отвечают на вопрос «Что делать?». EQ отвечает на вопрос «Кто и как это сделает?». И второй вопрос всегда первичен», — резюмирует эксперт.
Вопрос соотношения hard (жёсткие) и soft skills (мягкие навыки) для руководителя остаётся ключевым.
«„Жёсткие“ навыки дают результат, а „мягкие“ — устойчивость. Без первых нет эффективности, без вторых нет команды», — подчёркивает Евгений Шувалов.
Найти руководителя, у которого в равной степени развиты и жёсткие, и мягкие навыки, действительно непросто. Многие склоняются в одну из сторон.
Одни — «люди-цифры», которым не хватает гибкости и эмпатии: они видят лишь показатели и проценты. Другие, напротив, слишком чувствительны, что мешает им выстроить чёткие процессы и поддерживать дисциплину.
Евгений Шувалов предлагает практичное решение этой проблемы:
«Выход, на мой взгляд, в компенсации недостающих качеств за счёт другого человека, обладающего противоположными качествами. Возьмите такого человека в заместители или в помощники, и он будет дополнять вас».
Такой подход формирует сбалансированную команду, где каждый дополняет другого.
«При построении команды можно руководствоваться принципом дополняющих компетенций и качеств».
Светлана Гринькова отмечает, что жёсткие навыки особенно важны на начальном этапе карьеры — именно они помогают освоиться в профессии и показывать первые результаты. Но чем выше руководитель поднимается по карьерной лестнице, тем больше времени он тратит не на работу с задачами, а на работу с людьми.
Эксперт отмечает, что до 70% рабочего времени топ-менеджера занимают коммуникации: совещания, переговоры, урегулирование конфликтов, мотивация команды.
В эпоху искусственного интеллекта и автоматизации технические навыки всё чаще берёт на себя технология. А вот человеческие качества — эмпатия, интуиция, умение вдохновлять и договариваться — становятся главным конкурентным преимуществом лидера будущего.
Мария Самушкина отмечает, что hard skills — это всего лишь инструменты, а soft skills — руки, которые ими управляют. Можно прекрасно владеть Excel или знать методологии проектного менеджмента, но без эмпатии, умения слушать и вдохновлять людей эти знания остаются «бесполезным инструментом на столе».
По её словам, hard skills помогают работать с процессами и цифрами, а soft skills — с людьми и смыслами. И именно люди первичны: они создают идеи, выстраивают процессы, продают и покупают. Поэтому, подчёркивает эксперт, предприниматель не может быть «роботом», как и его команда. Управлять живыми людьми — значит говорить с ними на языке доверия, уважения и вдохновения.
Мария Самушкина считает, что понять, готов ли человек к управленческой роли, можно с одного простого, но точного вопроса: «Зачем тебе это?»
«Если ответ про статус, деньги, власть.«Хочу кабинет / хочу быть начальником / хочу решать» — это красный флаг. Это мотивация «ОТ». От бессилия, от недостатка признания. Такой «лидер» будет использовать должность как костыль для своей самооценки и подавлять других», — отмечает эксперт.
Если же ответ связан с желанием развивать команду, улучшать процессы, помогать людям расти — это признак зрелого, осознанного лидера. Такая мотивация идёт «к» цели, к росту и ответственности.
Дополнительные признаки готовности, по словам Марии Самушкиной, — наличие неформального авторитета, системное мышление и способность брать на себя ответственность за ошибки, отдавая при этом заслуги команде.
Евгений Шувалов предлагает простой и практичный способ определить, готов ли человек к роли руководителя.
Он советует начать с малого: поручить сотруднику конкретную задачу и дать возможность проявить себя в небольшой команде — например, из шести–семи человек. Важно наблюдать, какую роль человек возьмёт сам и какую ему доверят коллеги. После этого можно повторить эксперимент с другими условиями и проанализировать результаты.
Такой подход, по словам эксперта, напоминает метод спиральной динамики — постепенное повышение уровня сложности задач и вовлечённости. Именно в таких ситуациях, через пробу и ошибки, формируется настоящий лидер.
Лидерство — это не громкие лозунги, а ежедневная работа над собой. Современный руководитель сочетает стратегическое мышление, эмоциональную зрелость и гибкость. Он не идеален, но честен. Он не всегда знает ответ, но готов искать вместе с командой.