Советский солдат глазами зарубежных режиссёров: подборка кино к 9 мая от ИА ZabNews

Годы непростых отношений России и стран её окружающий оставили заметный след в важнейшем из искусств — кинематографе: «Армагеддон», «Красный рассвет» и множество других фильмов, в которых русских выставляют злыми и недалёкими людьми, вышло из под пера иностранных режиссёров. Но в любом правиле хватает исключений и потому, в преддверии 80-летия победы в Великой Отечественной войне ИА ZabNews представляет вашему вниманию подборку из трёх картин, которые показывают необычную перспективу зарубежных творцов на роль советского солдата во Второй Мировой войне.

Побег из Собибора 16+ (Великобритания, 1987 год)

Фото: скриншоты

За годы войны фашисты построили множество концентрационных лагерей на территории Европы. Одним из таких лагерей был Собибор. В момент, когда немногочисленное еврейское подполье собирает силы в попытке устроить бунт, нацисты пригоняют в лагерь советских военнопленных. Одному из них — лейтенанту Василию Печерскому, предстоит взять в свои руки руководство сопротивлением и свершить первое и единственное удачное восстание заключённых концлагеря за все годы войны.

Роль Василия Печерского в фильме исполнил Рутгер Хауэр, которого вы можете знать по фильмам «Бегущий по лезвию» или «Достучаться до небес». Советский офицер в его исполнении вышел волевым обладателем стоического характера, которого без лишних прикрас можно назвать настоящим лидером. Чего только стоит первая сцена с его участием: советские военнопленные маршируют колоннами вдоль рядов фашистских оккупантов, ведёт их сам Печерский. И в момент, когда один из нацистских офицеров требует от них встать смирно, те показательно останавливаются только после слов Печерского, авторитет которого, ставят выше авторитета своих надзирателей.

Стоит сказать, что персонаж Рутгера Хауэра — это только один из нескольких главных героев, но основное действие фильма начинается только после его появления. В техническом плане кино несколько устарело — оно затянуто, а декорации отдают дешевизной. Но в смысловом плане английское полотно может дать жару даже современным аналогам.

Бункер 18+ (Германия, 2004 год)

Фото: скриншоты

Весна 1945 года. Берлин. Красная Армия в плотную подошла к столице Нацистской Германии и готовится взять штурмом рейхстаг. Перед неминуем концом своего правления элита Третьего рейха пытается сохранить последние крупицы своей власти, в то время как их лидер — Адольф Гитлер, скрывшись в подземном бункере, впадает в безумие от своей беспомощности и готовится сжечь Германию, которая не смогла вынести его «богоизбранного величия»...

Это монументальное кино широкому зрителю известно прежде всего по легендарной сцене в переговорной Гитлера, где тот отчитывает своих офицеров из-за поражения немецкой армии по всем фронтам. Тем не менее фильм Оливера Хиршбигеля даёт зрителю довольно чёткое понимание о личности как самого фюрера Германии, так и его ближайших сподвижников.

Стоит понимать, что фильм снят с перспективы элиты фашистской Германии, и потому все события показаны с точки зрения нацистской верхушки. В связи с этим одним из главных образов «Бункера» является образ Красной Армии, наступающей на Берлин. Единственная эмоция, которую мог вызывать советский солдат у офицера вермахта в то время — это страх. Ведь каждый фашист точно знал, что если он попадёт в плен к красноармейцам, его ничего хорошего не ждёт. Кульминация этой мысли особенно хорошо чувствуется в финальной сцене фильма, когда приближённая к Гитлеру стенографистка вместе с одним из членов гитлерюгенда, со страхом быть разоблачённой, пробирается сквозь ряды советских бойцов, ликующих от окончания войны.

Остров Джовани 16+ (Япония — 2014 год)

Фото: скриншот

После того как советские войска разгромили Квантунскую армию, а американцы спалили дотла Хиросиму и Нагасаки, Япония подписала мирный договор и передала СССР один из своих северных островов — Шикотан. Именно с этого момента жизнь японского мальчика Дзюмпэя переворачивается с ног на голову: в его деревне располагается одна из частей Красной Армии, в школу вместе с ним начинают ходить дети советских военных, его друзья начинают учить русский язык, а сам он влюбляется в русскую девочку Таню. Но что сделает японский школьник, когда его сердце окажется на перепутье: ведь Таня — дочь советского офицера, а отец самого Дзюмпэя — верный слуга императорской армии «Страны восходящего солнца».

«Остров Джовани» — по настоящему доброе кино. Оно рассказывает о людях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Советские солдаты показаны здесь как люди: добрые и гостеприимные. Фильм избегает упрощённых стереотипов, показывая советских солдат не как «оккупантов», а как обычных людей. Например, командир гарнизона, несмотря на грозный вид, помогает мальчику Дзюмпэю решить задачу по математике и возвращает ему мел со словами: «Возьми, малыш». В другой сцене солдаты угощают японских детей едой, а один матрос, отобравший младенца у женщины, позже объясняет свои действия заботой о ребёнке. Эти моменты подчёркивают, что даже в условиях войны люди способны проявлять сострадание.

Акцент сделан на судьбах простых людей: рыбаков, учителей, детей. Например, японский гарнизон сдаётся без боя, а советские солдаты выполняют приказы, не проявляя жестокости, что делает историю более универсальной для широкого круга зрителей.

 

Коллектив информационного агентства ZabNews от всей души поздравляет жителей Забайкалья с наступающим Днём Победы и 80-летней годовщиной великого подвига нашего народа. Пусть память о подвиге предков объединяет поколения, а мирное небо над головой напоминает о ценности жизни. Желаем вам, дорогие земляки, крепкого здоровья, душевного тепла и благополучия! С праздником Великой Победы!

Читайте также