Мультфильм «Поток» (12+) латвийского режиссёра Гинтса Зилбалодиса можно назвать самым необычным мультиком 2024 года. Чёрный кот, а вместе с ним ещё несколько животных, спасаются от масштабного наводнения. Если вы прибываете в хорошем настроении, то непременно посмотрите картину. А если в плохом, то бегите и включайте «Поток», пока не стало слишком поздно. Всё ещё сомневаетесь? Тогда запрыгивайте на наш киноплотик, и поплыли.
Людей больше нет. Почему – неизвестно. Есть лишь остатки некой цивилизации. К примеру, заброшенный домик, на втором этаже которого ночует кот. Или очень странные, маленькие и большие, изваяния кошек и людей.
Коту живётся несладко. Спальное место в наличии, а еду добывать он не умеет. Ещё и от собачьей своры приходится удирать. Но собаки дело более-менее понятное, а вот почему на кота прямо сейчас несётся стадо оленей? А за ними… Вода! Много воды! Куда деваться? Домик довольно быстро уходит под воду, и наш большеглазый друг взбирается на самую высокую статую, которая даже выше деревьев. Но и её вот-вот поглотит бурный поток. И тут мимо проплывает старая деревяная лодочка. Кот запрыгивает на борт, а там уже есть пассажир – капибара. Это самый крупный грызун, а заодно, как покажет просмотр, вторая харизма мультфильма. Теперь кот и капибара вместе плывут в неизвестность.
Животным придётся пройти много испытаний. Дальше к их компании прибьётся белый лабрадор, а также лемур и птица-секретарь (да, есть такая птица из отряда ястребообразных, очень красивая, кстати).
В «Потоке» не прозвучит ни одного слова. Только голоса животных, специально записанные для мультика. Однако общения будет много. Именно в коммуникации между персонажами кроется одно из грандиозных достоинств мультфильма. Животные сохраняют предельную аутентичность. Скажем, Капибара не очень хорошо пахнет, над ней кружат мухи. А кот между делом отрыгнёт комочек шерсти. Но при этом авторы добавляют в их характеры щепотку человеческой психологии. Это, конечно, создаёт просто взрывной эффект: предугадать, что в той или иной ситуации сделает птица-секретарь или лемур, невозможно. Некоторые моменты могут сбить с толку зрителя, привыкшего к американской анимации, где животные часто антропоморфны и неуклонно следуют за устоявшимися «человечьими» законами.
В мультфильме есть история, которая будет понятна и приятна детям, но, думается, его целевая аудитория – подростки и взрослые. В «Потоке» множество загадочных эпизодов, а некоторые вопросы останутся без ответов. Что значит посреди реалистичного сеттинга эта магическая сцена с вознесением птицы-секретаря? А к чему эти таинственные изваяния? Куда в конце концов делись люди? Сцена после титров тоже озадачивает немало. Уже сейчас строятся разнообразные теории насчёт финала и сюжета в целом.
Кроме того, мультик полон визуальной поэзии с изящными символами, которые интересно интерпретировать. Рифма с отражением в воде в начале и в конце первоклассная. Как и образ тех самых оленей, бегущих по кругу в сновидении беспокойного кота.
«Поток» – авторское кино, по большому счёту высказывание одного человека, который, скорее всего, не стремился угодить всем и сразу. Просто так вышло. Семиминутные овации на Каннском кинофестивале, «Золотой глобус» за лучший анимационный фильм. Скоро «Поток», видимо, схлестнётся со студийными американскими титанами – «Диким роботом» и «Головоломкой 2» – на премии «Оскар».
Вряд ли такого приёма ожидал 31-летний латвиец Гинтс Зилбалодис, выступивший сценаристом, режиссёром, художником-постановщиком, композитором, продюсером (!) картины. Монтаж тоже его. Безусловно, были и другие талантливые люди, помогавшие ему, но тем не менее. Мультфильм создавался в течение 4,5 (!!) лет, и как будто вобрал в себя все эти весьма неспокойные годы.
Чем больше времени проходит с первого просмотра, тем сильнее ты осознаёшь концентрированную проблематику «Потока». Здесь тебе и отголоски пандемийных времён, и эхо вооружённых конфликтов – борьба за то-то и против того-то. Например, есть сцена, где стая птиц-секретарей очень жёстко обходится с сородичем, который решил заступиться за беззащитного кота, пошёл против «своих». Постапокалиптическая атмосфера, поданная не мрачно, но трепетно, особенно отзывается сегодня, когда загрязняются водоёмы и бушуют лесные пожары.
Так о чём же «Поток»? О дружбе тех, кто вроде как дружить не должен? Да. О том, что природа возьмёт своё? Конечно. О преодолении страха и о сочувствии? Именно так. Но мультфильм не тычет вам в лицо моралью, не говорит, что хорошо, а что плохо. Он дарит ощущение: вот повсюду эта немыслимая вода, кардинально изменившаяся реальность. А зверьки, такие разные, сидят в лодке, куда-то плывут. Им приходится объединиться и выручать друг друга, чтобы выжить. Мир изменится снова. И снова. Что же он от них хочет?.. Тревожное ощущение, прямо скажем. Но отчего-то вдохновляющее.