Последние четыре года начиная с 2020-ого, для мира выдались крайне напряжёнными. Много экономических, политических и социальных потрясений и перемен произошло в жизни большей части населения России. Уровень депрессии, выгорания и прочих прелестей жизни, обусловленных реальностью существования и работы в современном обществе возросли в несколько раз. И так как прибывать в таком состоянии — это для человека опыт травмирующий, то весомая часть находит своё спасение в эскапизме.
Что же это такое? Эскапизм (от англ. escape — бегство, выход) — это, грубо говоря, побег от реальности; процесс, когда человек уходит в себя и предпочитает проводить всё больше времени за занятиями, которые помогает отвлечься от проблем, разгрузить голову и снизить тревожность. В культурном плане эскапизм — это бегство от реальности, погружение в мир произведения, который отличается от мира реального настолько, чтобы наслаждаться повествованием в отрыве от действительности. Примеров подобных работ много, часть их них вам точно знакома. В литературе это книги Говарда, Лавкрафта, Кинга, Толкиена, Роулинг. В кинематографе это серии фильмов по типу «Звёздных войн», «Джеймса Бонда», франшиз Marvel и DC, турецких сериалов про любовь и корейских дорам.
Что-то из перечисленного вы явно смотрели или читали, так что какое-никакое понимание о вопросе у вас имеется. И, собственно говоря, а почему бы и нет? Каждому человеку нужен отдых и возможность выплеснуть накопившееся в какое-нибудь иное русло. А такие образцы эскапизма как раз для этого подходят. Ну разве неприятно почувствовать себя гуляющим по коридорам Хогвартса или просторам Средиземья? И разве истории о чистой восточной любви не греют сердце при просмотре? Ответ на всё это — да.
Все подобные произведения написаны таким образом, чтобы затягивать зрителя и читателя, удерживать его внимание. В образах, которые создают истории подобного толка, аудитория видит идеальное воплощение своих фантазий и идеалов: сильный, уверенный в себе герой побеждает всех врагов и остаётся победителем с трофеем в виде девушки нереальной красоты; бедная «Золушка» встречается богатого, успешного и невероятно привлекательного мужчину, который влюбляется в неё из-за того, что она хороший человек. С такими поверхностными желаниями и заигрывают авторы эскапистских работ. Говорить плохо это или хорошо, как по мне, некорректно. Лучше провести черту между теми случаями, когда такая работа сделана хорошо, а когда — не очень.
Вот возьмём книги и фильмы про Гарри Поттера. Если отбросить антураж и особенности повествования, то книги Роулинг рассказывают про богатенького мажора, который не хочет учиться, всё время прогуливает уроки, увлекается только местной версией футбола, проводит свободное время с местным трудовиком, а после школы планирует поступить на службу в органы. Звучит так себе. Но детали сюжета, образы персонажей и лор (англ. Lore — совокупность основной информации о мире того или иного художественного произведения (канон))
образуют из этого крепкую, хорошую историю о дружбе, верности и критики расовой теории. То есть история эксплуатирует низменные потребности аудитории, романтизируя не самые лучшие стороны героя, но в основе своей оставляет конструктивный посыл и мораль.
Но перейдём к примерам негативным.
Видели аниме? Думаю, что если не видели, то как минимум что-то слышали. И возможно, что этим чем-то было аниме про попаданцев. В восточной религии, а следовательно, и в культуре преобладает идея не о том, что после смерти человек попадёт в ад или в рай. Там во главе угла стоит идея реинкарнации, вера в то, что после смерти ты переродишься в облике другого живого существа. И именно на таком штампе основаны многие сериалы про попаданцев. И казалось бы, что такого? История про то, как человек попадает в другой мир, в новые обстоятельства и получает шанс на новую жизнь, должна нести в себе множество перспектив. Так и есть, но только в удачных примерах, таких как «Перерождение безработного» или Re:Zero. Но давайте не будем забывать, в какое время мы живём.
В 2012 году вышел сериал «Мастера меча онлайн». И он был историей про попаданцев. И он был популярен, очень популярен. И именно с того момента японские истории про попаданцев начали заполнять прилавки книжных магазинов и вкладки сайтов с сериалами. И, как говорилось в одной книге, «имя им — легион»: можно пролистать десятки вкладок сайтов с сериалами, а конца им так и не будет..
Десятки сериалов, суть которых сводилась к одному: неудачник из реального мира умирает и попадает в мир фэнтези, где по воле богов, а иногда вообще без причины получает невероятные силы и становится мегапопулярным у девушек. У главных героев почти никогда нет ни цели, ни конфликта. Все их проблемы решаются сами по себе, причём персонажи часто не прикладывают никаких усилий для этого. У произведения нет никакой драматургической основы. По сути, все такие сериалы — это максимально дешёвая закуска из самой низкопробной шаурмечной, которые нужны, чтобы тешить себе самооценку. Ведь это самый простой способ успокоить нервы: смотреть на максимально обезличенного героя, которого можно ассоциировать с собой. Ведь если у него может получиться просто так, то почему не может получиться у зрителя? И если что, это не особенность японской индустрии. Пройдитесь по любому книжному магазину, и вы найдёте немало книг от русских авторов про смелых молодчиков, которые переносятся или в прошлое, или в фэнтези мир и доминируют над всеми, кто встречается им на пути.
Про бойцовский клуб говорили все, и потому мы знаем, что живём в обществе потребления. А спросом, даже в культурном плане, пользуется всегда то, что попроще и подешевле. Плохое произведение эскапизма не заставляет человека переживать, оно настроено только на то, чтобы утолить его фантазии о силе, власти или любви. В широком смысле, как мы уже и говорили, на это нацелены все работы такого формата. Но удачные примеры эскапизма, по крайней мере, честны с читателем, и все вышеперечисленные «плюшки» даются герою в ответ на какие-либо его действия.
Тем не менее в разумных количествах, даже такое «чтиво» и «кинцо» имеют право на жизнь и как не печально для меня, нужны обществу. В современном мире, с его подходом к производству, такие книги и сериалы никуда не пропадут. В основе своей человек сам определяет, что ему важнее: решение своих проблем или просмотр очередного нового сериала. Но эскапизм нужен в любом случае ниша уже есть и что-то её заполнять должно. Периодически отстраняться от реальности нужно любому человеку, и неважно, как он это делает, через кино, книги или видеоигры. И это важно понимать так, как, чтобы не сойти с ума в потоке дел, иногда нужно отстраниться от них и выпустить накопившийся пар. Особенно в более напряжённые времена.