Всего за 2024 год в Забайкальское УФАС России поступило 871 обращение по госзакупкам. Об этом рассказал руководитель надзорного ведомства Микаил Гойгов на пресс-коференции с представителями СМИ.
Из общего числа 351 уведомление касалось заключения госконтракта с единственным поставщиком. При этом только в одном случае было выявлено нарушение законодательства о контрактной системе.
Также много обращений было о включении поставщика в реестр недобросовестных. При этом Микаил Гойгов отметил, что по этой категории обращений идёт рост как количества обращений в целом, так и количества поставщиков, которых включают в РПН. В процентном соотношении ранее включали от 20 до 30% поставщиков, на которых поступали жалобы, а в этом году показатель составил почти 50%. По результатам рассмотрения из 118 поступивших обращений 47 было удовлетворено.
По нарушениям ФЗ №44 за год поступило 170 нарушений, из которых 39 были признаны обоснованными. При этом из года в год количество таких обращений снижается, как и снижается показатель количества обоснованных жалоб. Одним из примеров нарушения в сфере госзакупок стала ситуация, когда комиссия в уполномоченном учреждении применила национальный режим в нарушение закона.
Национальный режим — это правила по 44-ФЗ, дающие преимущества производителям и импортёрам в госзакупках, которые произвели свои товары, работы и услуги (ТРУ) на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Донецкой и Луганской Народных Республик.
В данном случае, когда проводилась закупка комплекта оборудования для рентгеновской компьютерной томографии, один из участников заявил, что попадает под условия этого режима, и выиграл закупку. При этом его предложение было самым дорогим из 7 поданным заявок: минимальной предложение не превышало 23 млн рублей, а выигравший поставщик указал цену более 41 млн рублей. Комиссия УФАС изучила состав предложенного медицинского комплекса и установила, что поставщик предложил систему из 3 отдельных медицинских изделий от разных производителей с разными странами происхождения. Соответственно, такое предложение не соответствовало требованиям национального режима и не могло стать победителем в конкурсе. Итоговый протокол был пересмотрен и победителем была признана компания, заявившая наименьшую стоимость.