ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новый год близко и пора позаботьтесь о праздничном столе, декоре и подарках. В ТРЦ «ЛЕТО» вы найдёте всё необходимое для идеального праздника.

Синичкин день, или какова она - жизнь за окном

Эту юркую, вездесущую птичку знают, конечно же, многие. Да и сложно не запомнить яркую, с жёлтым брюшком и чёрным галстучком и такой же шапочкой пташку. Несмотря на свои скромные размеры, синичка не боится вступать в драки и с птичками покрупнее. Так что задиристость — ещё одна характерная их черта.

Раньше верили, что синицы приносят удачу. А 12 ноября считался днём, когда они возвращаются в сёла и города из своих летних резиденций на зиму. И к этой дате было принято ремонтировать старые птичьи кормушки и вешать новые. Желающие приманить удачу и благополучие щедро насыпали корм и развешивали кусочки несолёного сала, надеясь, что синички прилетят к их дому.

Кстати, вера в то, что синички — птички особые, подтверждалось на самом верху. До XVII века царским указом их запрещалось убивать. Того же, кто осмеливался нарушить высочайшее повеление, пороли плетью или налагали штраф.

А наблюдать за ними весьма интересно. Например, к моему окну уже несколько лет прилетает одна и та же пара. Он — смелый, дерзкий и очень сообразительный. Она — скромная, робкая и всегда держится за его спиной..., крыльями? Сначала прилетает он, хватает семечку, устраивается поудобнее на ветке, а уже потом — она, сто тысяч раз оглянувшись по сторонам, последив за мной в окно, наконец-то, осмеливается приземлиться на карниз и, ухватив семечку, быстро улепётывает восвояси.

Однажды мне пришла мысль, а возможно ли выдрессировать дикую птичку? Почему бы и не попробовать, подумала я, и, заметив однажды, что Он, подлетев к окну, чаще всего порхает перед стеклом, зависая в воздухе, решила использовать именно эту его привычку. В одной из книг про животных было сказано, что им свойственна ритуальность. То есть они так же, как и люди, склонны считать, что определённые ритуалы связаны каким-либо полезным, либо нет, смыслом. А что, если Он поймёт, что его зависание в воздухе — это тот самый ритуал, который помогает ему получать корм?

И процесс дрессировки (то ли меня, то ли его) начался. Утром я открывала окно, синички прилетали, но корм не получали. И тогда удивлённый Он начинал от нетерпения кружить и порхать прямо перед стеклом. Как только синичка выполнила свой ритуальный пернатый танец, я сразу же насыпала семечки. Потребовалось буквально три или четыре занятия, как сообразительный птах чётко уловил взаимосвязь: танец — корм, ещё раз танец — ещё раз корм. Нет танца — нет семечек. Так что в следующие разы он сразу же начинал танцевать, а не сидеть и ждать на ветке.

Самое интересное случилось позже. Наблюдавшие за этим священнодейством другие птахи, среди которых был и поползень, также стали пытаться повторять этот кормовой танец. И конечно же, получали желанное. А вот Она, подруга нашего сообразительного пернатого, скромничала и очень редко порхала перед окном. Видимо, уступает роль своему вождю.

С тех пор так и повелось: птички танцуют, я их кормлю. Правда, процесс дрессировки получился двусторонний. Я считаю, что это я их приучила так кормиться, а они, скорее всего, думают наоборот. Потому что иногда, когда я опаздываю подать на стол, Он уже не просто танцует, а стучится в окно, даже если оно зашторено, мол, ты чего это, совсем что ли про нас забыла?

И такое повторяется каждый осенне-зимне-весенний период. Впрочем, даже летом иногда Он прилетает. Чаще всего один. Прилетает, хватает семечку и тут же куда-то скрывается. Видать, несёт своей жёнушке, которая сидит в гнезде. А после эти двое возвращаются со всем своим выводком — парой-тройкой, иногда четвёркой, громкоголосых и очень шебутных желторотиков. Мать и отец только успевают таскать семечки, а их ненасытные детки носятся за ними, догоняют, громко орут, приседают и разводят крылышки в стороны, широко разевая свои клювики. Это они так еду выпрашивают.

Родители поначалу расклёвывают семечки и кормят своих чад. А потом процесс обучения переходит в стадию практики. И тут начинается комедия. Желторотики, как и все дети, бывают сообразительные и не очень. Сообразительные, устав гоняться за родителями и поняв тщетность своих усилий, преодолев страх, сами начинают таскать семечки. У тугодумов процесс длится дольше, но всё равно стадия принятия от этапов гнева и депрессии, всё-таки наступает. И вот тут у некоторых случается казус. Схватить-то они схватят семечку, а вот урок её расшелушивания кто-то очень хорошо проспал. И сидят они, удручённые, с этой самой семечкой и не знают, что с нею делать. А на их морде (?), лице (?) явно читается такое изумление, мол, а что дальше?

И такое обучение может длиться очень долго, до самой зимы. Детки-синички, как и человеческие, бывают весьма ленивыми. Вот сейчас, например, насыпала в очередной раз корма им, конечно же, после ритуального танца, а недотёпа-сын (или дочь?) растопырил крылышки и сидит, выпрашивает еду. Так и хочется сказать, мол, ты же лоб уже такой здоровый, чего сидишь и просишь, иди рабо.., ой, сам питайся давай. А родители терпят, а куда деваться, детки всё ж-таки родные. Правда, до поры до времени будут так терпеть. Синички очень территориальные птахи, так что, как придёт пора, мать с отцом вытурят своих чад во взрослую жизнь, как бы они того ни хотели.

Такое окно в природу можно создать и самому, даже если живете в городе. Надо просто чуть-чуть быть повнимательнее к братьям нашим меньшим. И отдёрнув утром штору, посмотрите, вдруг за окном сидит та самая синичка, которая принесёт вам удачу, радость и множество весёлых минут. Всё-таки наши предки были мудрые люди...

Читайте также