Менеджер по подбору персонала Марина Первухина из Читы рассказала о хитрых вопросах, которые могут загнать кандидата во время собеседования на новую работу в ловушку, а также о том, как на такие вопросы отвечать.
Марина Первухина — дипломированный менеджер управления персоналом, профориентолог, индивидуальный предприниматель, член «Опора России», волонтёр Союза добровольцев России. Опыт работы в индивидуальном коучинге 8 лет.
Какие вопросы вы считаете самыми важными для оценки кандидата?
Самый важный вопрос – это зачем нужна эта работа. То есть работодатель или HR-менеджер смотрит на потребности человека и совпадение ценностей с ценностями компании. Человек может просто идеально подходить на должность, но если ценности не совпадают, то долго он на этой работе не продержится.
Вопросы, которые кажутся на первый взгляд простыми, также могут загнать читинцев в ловушку. Среди самых хитрых и каверзных — «расскажите о себе», «какая у вас самая большая слабость», «почему вы подходите для этой работы?», «как справляетесь с конфликтами?», «кем видите себя через 5 лет?». Как стоит отвечать на такие вопросы?
Когда кандидат рассказывает о себе, нужно говорить о конкретике – это не «вот я родилась в Нерчинске, потом переехала», а начинать надо с точки А. Что у нас точка А? Это вот здесь и сейчас. Нужно честно и открыто говорить о своём опыте и желаниях. Не преувеличивать и не преуменьшать, не скромничать. То есть реально хвалите себя, да не перехваливайте.
Вопрос про слабость, я думаю, грамотный HR-менеджер либо руководитель вообще задавать не будет, это не экологично. Но при этом, если кандидат отвечает: «У меня не слабость, а точки роста» — то и чувствует он себя соответственно. Такой ответ о многом говорит.
Что касается вопроса «Как справляетесь с конфликтами?», то мне часто отвечали на него: «Я стараюсь выйти из этой ситуации». Когда человек говорит: «Я стараюсь сдержаться», я понимаю, что сдерживание ни к чему хорошему не приведёт. То есть он всё равно куда-то энергию эту денет, и если не на клиенте, то будет в коллективе яд пускать – это в лучшем случае.
В вопросе «Кем вы видите себя через 5 лет?» я рекомендую спрашивать не про 5 лет, а про три. Почему? Потому что всё очень быстро меняется. Но я как профориентолог скажу, что вообще себе глобальный план до 5 лет строить не надо — это для психики очень тяжело. Пять лет – это слишком большой промежуток, если говорить о конкретном карьерном плане, то его нужно ставить на три года. На такой вопрос нужно отвечать честно. При этом ответ кандидата, что он видит себя на высокой должности в нашей компании, очень льстит. Я бы, например, как HR-менеджер, задалась вопросом: «А почему вы думаете, что останетесь на это время в нашей компании?». Однако если человек уже узнал всё об этой компании и целенаправленно идёт именно сюда, то думаю, это хороший ответ.
Ещё один вопрос, из-за которого человек может провалить собеседование – это вопрос «почему вы ушли с прошлого места работы?». И когда люди говорят: «Там такой у них руководитель, там такой дурацкий коллектив, вообще они просто такие ужасные», то они и на этой работе будут работать точно так же. Такие люди разваливают команду и в итоге уходят.
На собеседованиях, но чаще в анкетах, у читинцев также спрашивают: «Если бы вы были фруктом или животным, то каким?». Зачем нужен такой вопрос?
Я считаю, такие вопросы нужно оставлять в анкете. У меня, как у человека творческого, креативного, тоже есть представление, какое я животное, какой фрукт. К примеру, кандидат говорит, о том, что был бы пандой. Почему? Вот она сидит, она весёлая, мягкая, добрая. То есть она, по большому счёту, говорит о себе. Творческие люди креативно относятся к этому, и это здорово. Вот эти вопросы, они загоняют в тупик, но сам работодатель исходя из ответов, может реально много чего увидеть. Советую кандидатам относиться к таким вопросам проще и не реагировать неадекватно, когда об этом спрашивают.
Какие советы вы можете дать кандидатам при подготовке к собеседованию?
Ни в коем случае не бояться, не тратить свои мысли на то, как я освоюсь, как что-то сказать, примет ли меня коллектив. Не врать и не уходить в позицию обвинения бывшей работы и ещё – обязательно узнавать о компании, в которой хотите работать, заранее, если есть возможность, почитайте отзывы.