Фонарщик, офеня и сокольничий: канувшие в Лету профессии, о которых вы не знали

Вчера в 15:00

В стремительном потоке современного мира легко забыть, что несколько сотен лет назад существовали профессии, канувшие в Лету, оставив после себя лишь смутные воспоминания и редкие артефакты. Сегодня мы расскажем об исчезнувших в России ремёслах.

Ловчий и сокольничий

Профессия ловчего существовала на Руси с XI века. Киевский князь Владимир Мономах в «Поучении детям» указывал, что ловчие специализировались на разных видах охоты, а также обладали властными полномочиями. Сокольники, рыболовы, подледники и псари свободно выполняли свою работу в княжестве и даже могли требовать от местных жителей участия в охоте. С 1569 года понятия «ловчий» и «сокольничий» стали подразумевать под собой не только род деятельности, но и придворный чин.

Последним из ловчих был Гавриил Григорьевич Пушкин, современник первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича, предок великого поэта А. С. Пушкина и герой трагедии «Борис Годунов».

Во второй половине XVII века профессия «сокольничий» превратилась в «сокольник», обретя широкую известность и ассоциируясь с высоким статусом. Сокольники были обязаны заботиться о птицах, воспитывать и обучать их искусству охоты. В годы правления Петра I, когда Россия вступила в эпоху модернизации, соколиная охота, как и профессия сокольника, постепенно ушла в забвение, а бывшие хранители крылатых воинов пополнили ряды гвардии, вступив в Семёновский и Преображенский полки, отдав свою верность новому времени.

Бурлак

В XVII–XX веках бурлаки перевозили баржи и другие суда по рекам Российской империи. Они объединялись в «рабочие артели» от 10–15 до 100 человек, имевшие определённую иерархию, правила и приёмы. Бурлаки тащили суда, используя пеньковые верёвки, привязанные к корпусу. Верёвка была соединена с кожаными ремнями, которые надевались на грудь и плечи.

Одну баржу могли тянуть до 300 бурлаков! Как только в середине XIX века появились железные дороги и пароходы, бурлацкое ремесло пришло в упадок и постепенно исчезло.

Фонарщик

В 1718 году Петр I издал указ «Об освещении улиц Санкт-Петербурга» и через пять лет на улицах города было уже шесть сотен фонарей. Фонарщик должен был за час обойти десятки фонарей, залить в них конопляное масло и поправить фитили. Отличить представителя этой профессии было легко – он всегда ходил с лестницей или длинным шестом и инструментами.

Интересно, что даже в 1873 году — после изобретения Александром Лодыгиным лампы накаливания и появления электрических фонарей, профессия не исчезла – включать-то их всё равно приходилось вручную. Востребованным такой труд перестал быть в 30-х годах ХХ века, когда изобрели автоматический режим зажигания.

Денщик

Денщики или оруженосцы были ежедневными слугами при офицерах во времена Русской императорской армии. Они должны были следить за офицерской формой, оружием, лошадью, личными вещами, выполнять распоряжения патрона, ну и составлять компанию во время военных действий. Их нанимали из числа солдат и платили официальную зарплату из армейской казны. Должность ликвидировали в 1881 году.

Водовоз

В русских деревнях питьевая вода из колодцев была доступна каждому, а в городах ситуация была сложнее. Первая водопроводная труба появилась в Москве только в конце XVIII века, а водопроводная вода в городских квартирах стала широко доступна лишь в начале XX века.

До этого времени горожанам приходилось покупать воду у водовозов, которые передвигались на двуколках с цистернами для воды: зелёные цистерны с речной водой и белые — с питьевой. Зимой воду возили на санях. Водовоз был не просто профессией, а необходимым звеном в жизни города. Он доставлял живительную влагу в каждый дом, обеспечивая гигиену и комфорт горожан.

Хоть профессия и ушла, но слово осталось в быту. В тех населенных пунктах Забайкалья, где нет централизованного водоснабжения, и воду доставляют организации ЖКХ или частные компании, водителей до сир пор называют водовозами.

Модистка

Модистки создавали головные уборы и украшения к ним, шили накидки, вуали, платки и домашние платья. Старый предмет гардероба они могли перекроить заново, добавить аксессуаров и превратить в настоящее произведение искусства.

Профессия появилась во Франции в XVIII веке. В Российской империи профессия начала набирать популярность с 1800-х годов. Женщины создавали специализированные сообщества, открывали школы модисток, делились навыками. В Петербурге выходили журналы «Вестник моды» и «Модистка» с иллюстрациями шляп и украшений в виде брошей, лент, перьев и драгоценных камней. Во второй половине XX века труд модисток сошёл на нет из-за перемен в устройстве модной индустрии и смены тенденций.

Тапёр

В эпоху немого кино, когда экран молчал, а сюжет разворачивался без звука, единственным голосом, сопровождавшим зрителя, была музыка. Её и создавал тапёр. Эта профессия появилась задолго до кинематографа — таперы работали на балах, светских мероприятиях и званых ужинах, придавая звуковой окрас событиям. Само слово «tapeur» – французское, означающее «хлопать» или «бить», намекая на энергичную игру на инструменте.

Особую популярность профессия обрела в Российской империи. В 1910-е годы, когда кинотеатры (тогда называемые «синематографами») распространились по всей стране, а миллионы зрителей с замиранием сердца следили за немыми историями на экране, тапёры играли огромную роль.

Некоторые считали эту профессию недостойной квалифицированного пианиста, хотя она требовала немалой самоотдачи. Тапёры работали по 7-10 часов в сутки без перерыва, сидя в душных помещениях без окон, играя в темноте, чтобы не отвлекать зрителей. Их труд оставался востребованным и в Советской России. В 1920-е годы открывались курсы «музыкальной киноиллюстрации», которые существовали даже после появления первых звуковых фильмов.

Раёшник

Раёшник – это бродячий артист с устройством, наподобие шарманки, которое называлось раёк. Он представлял собой деревянную коробку с увеличительными линзами спереди и бумажным рулоном, прикреплённым к цилиндрам сзади. Артист крутил ручку, заставляя картины «двигаться», рассказывал анекдоты, скороговорки, былины. В зависимости от аудитории менялись цилиндры и картинки.

Часто артисты пересказывали библейские истории вроде «Изгнания Адама и Евы из Эдемского сада» — отсюда и пошло название. Позже детям начали рассказывать об исторических сражениях, а взрослым пересказывали произведения литературы, повествовали о других странах и даже показывали непристойные картинки. Особой популярностью раёшники пользовались на ярмарках. Труд таких артистов постепенно исчез в XIX веке, когда грамотного населения стало больше и появилась фотография.

Офеня

Офеня, коробейник, контюжник, мелочный торгаш – так называли представителей этой профессии. Они ходили пешком по городам и весям, продавали галантерею, книги, иконы (многие были старообрядческими – запрещёнными государством), сладости. В основном они были сосредоточены в Нижегородской и Владимирской губерниях.

Коробейник связывался с подпольными иконописцами, которые изготавливали иконы, и тайно перевозил их в отдалённые старообрядческие деревни, где продавали их по очень высоким ценам. Отчасти офени имели отношение к криминальному миру. Именно они создали жаргонный вариант русского языка — «феню» для общения друг с другом.

А каким ещё существующим профессиям пророчат «вымирание», мы расскажем совсем скоро. Следите за новостями.

Фото на превью — lair-chksk.ru.

Читайте также