ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
0
0
дней
0
0
часов
0
0
минут
0
0
секунд
С Новым годом!
Новогодние открытки, созданные с любовью и теплом, могут стать неповторимым подарком

Как изменился гастрономический рынок Читы: интервью с владельцем городского гастробутика

Бизнес в Чите, как и везде сейчас дело непростое. Особенно если ты работаешь в торговле и с импортными товарами. Журналист ИА ZabNews поговорил с владельцем гастрономического бутика, гастропространства, где продают продукты эксклюзивного и премиум направления, рассчитанные на аудиторию среднего и выше сегментов, Никитой Чериковым об изменениях на гастрономическом рынке города Читы.

- Насколько сильно условия для ведения бизнеса в Чите изменились за 5 лет?

- С учётом кризиса и санкций для кого-то обстановка создала сложности, а для кого море возможностей. Сейчас сложно судить, стало хуже или стало лучше, скорее всё пришло в какое-то равновесие. Вот, к примеру, в период ковида, когда многие заведения страдали от карантина, наш магазин расцветал, потому что многие хотели что-то поесть, а возможности выйти в кафе не было. Или вот в момент начала СВО появились ограничения на ввоз кое-какой продукции, и нас это зацепило, а кого-то обошло мимо.

Коронавирус, в свой самый острый период, увеличил рост прибыли магазина раза в два, потому что многие заведения были закрыты, а вкусно покушать людям хотелось. Потом, когда карантинные меры начали снимать, то рост пошёл на спад.

А вот с началом СВО прибыль упала где-то в 3-4 раза. Было очень тяжёлое и кризисное время. Пришлось съехать со старого помещения и перебраться в новое. Но с того момента выручка уже выровнялась и выросла раз в пять.

- А после начала СВО и ввода санкций стало ли больше количество российских продуктов на полках?

- Наверное, да. Особенно касается морепродуктов, например, сёмги, которая раньше была норвежской, а теперь мурманская из-за сложностей с доставкой. Тоже касаемо ягод, какой-нибудь клубники, которую закупаем у местных. Сейчас в Чите это очень большой пласт, который заинтересованным людям нужно успевать занимать.

- Насколько с 2022 года выросли цены импортных товаров?

- Наверное, если смотреть по рыбе, то цены выросли раза в три. По мясу — в полтора или в два раза. По рознице тогда стейк чилийской сёмги стоил около 1,5 тысячи рублей, сейчас он уже стоит примерно 3,5 тысячи. Так что рост в этом плане идёт заметный.

- Есть ли товары, от которых пришлось отказаться после ввода санкций?

- Наверное, это некоторые сыры, хотя их периодически всё же завозим, фрукты и ягоды. В целом же, таких товаров почти нет, завозим всё, просто цены на товар стали дороже. По этой причине из виду пропали многие продукты из Новой Зеландии, такие как мидии или баранина. Но зато наши Но зато наши местные, российские, поставщики успевают занимать рынок своей продукцией, такой как карачаевская баранина. 

Также возникли проблемы с некоторыми поставщиками, с которыми до этого не работали, и с которыми сейчас в принципе нереально наладить контакт для приобретения нового товара.

- А отразилась ли нынешняя экономическая ситуации на ценах местных поставщиков?

- Этот момент я чётко не отслеживал, но сейчас идёт рост цен на мурманскую сёмгу. Мальки рыбы раньше завозились из Норвегии и росли в России, а сейчас пока производство не разрастётся и не адаптируется, цены будут расти. На это ещё влияет и корм для рыб, доставка которого из-за границы влияет на ценообразование. 

Ещё растут цены на креветок, но в чём причина тут я до конца не уверен, скорее всего, роль здесь играет логистика.

- После ввода санкций приходилось ли закупать товар из стран, к которым до этого не обращались?

- Да, это были товары из Китая, но как таковые они сильно не зашли читинским покупателям. Качество было не то, к примеру, у тех же мидий. 

Ещё были продукты из Турции, турецкая форель. По цене проходила, но по качеству недотягивала. Разница по вкусу с той же мурманской форелью ощутимая. 

Почти ничего из этих товаров не прижилось, не считая турецких сибаса и дорадо, а также китайского тунца, который как был до этого, так и остался сейчас. Цена у него хоть и выросла, но если смотреть в отношении цена – качества, то рост этот идёт адекватно. Если сравнивать с японским тунцом, то полкило китайского на рознице стоит в среднем 500 рублей, а японский может доходить до 10-15 тысяч рублей. Различие явное, но сказать в плане качества, что один тунец плохой, а другой хороший нельзя. 

Если товар идёт из Китая или Турции, это не значит, что он обязательно плохой. Про Россию тоже можно сказать, что всё дорого, плохо или некачественно. Но вот та же самая красная икра с Камчатки, которую есть вся страна. Всё зависит от завода, где продукт производится, а также от ценового сегмента. Если один товар дешевле другого, это не значит, что он хуже.

- А вот для читинских любителей импортных товаров, таких как греческие конфеты или бразильское авокадо, вы привозите товары из-за границы или от местных поставщиков?

- Не у местных, но у российских поставщиков. Заказывать какие-нибудь греческие конфеты напрямую из другой страны выйдет дороже, дольше и сложнее.

- Продукция, которой вы торгуете, является для Читы не очень распространённой. Закупаются ли, и если да, то насколько часто, владельцы кафе или организаторы банкетов?

- Бывает, когда организуются банкеты для каких-то, видимо, очень обеспеченных людей. Кафе могут закупать какие-нибудь отдельные продукты, как рыбу или местные сыры. Хотя вот с сырами это происходит реже, потому что для их приготовления нужно большое количество качественного нормализованного молока. И хоть в Забайкалье большое количество крупнорогатого скота, молока всё равно не хватает. В основном из-за нехватки необходимого оборудования, которое стоит далеко не 100 тысяч рублей. Также проблем в том, куда сыр потом сбывать, потому что в Чите таких мест немного, и сыры, которые готовят у нас,  по качеству недотягивают.

Сыры мы покупаем в Иркутске, хотя и там бывают задержки с поставками, потому что если ты допустил даже небольшую ошибку по консистенции молока, то сыр уже получается не того качества. В целом же, в плане Читы, если поднабраться знаний, то развернуть подобное производство тут можно, вопрос состоит только в том, будет ли это рентабельно.

Если вернёмся к банкетным заказам, то бывают они редко, так как это отдельный сегмент рынка, где наценка очень большая и заведениям проще закупиться большим количеством продуктов в другом месте. Если говорить в целом, то подобных заказов бывает раз 10 в год, и суммы там выходят приличные.

- При открытии магазина, какие проблемы возникали у вас на первых порах?

Основная проблема – это деньги, клиенты. Потому что если есть поток клиентов, то и нет проблем, но клиентов же ещё нужно к себе привлечь.

Другая проблема, с которой и сейчас многие сталкиваются, — это подбор сотрудников. Не хватает достойных людей, которые готовы учиться и работать. В плане текучки, у меня есть пара работников, которые работают уже порядка двух лет, но в основном сотрудники меняются каждые 2-3 месяца. За семь лет работы магазина, с учётом небольшой команды, когда в смене работают два или три человека, через него прошло где-то человек 40. Для супермаркета такое количество — это проблема одного дня, но для нас количество ощутимое.

Вообще, те ребята, которые хотели как-то развиваться, ушли в самозанятость и начали расти дальше. Или же перешли в более крупные фирмы на руководящие должности, где зарплата более интересная. А у кого-то семья и дети, потому что в основном магазине работают, как правило, девушки. Но со многими мы распрощались в хороших отношениях.

- Какой сезон в плане прибыли, можно назвать самым «рыбным»?

- Это зима, начиная с конца осени и по январь. Самые неприбыльные месяца при этом  –  это январь и июнь. Вообще, такой расклад идёт практически во всех сферах бизнеса, насколько я могу судить из личного опыта.

- А есть ли товар, который пользуется неизменным спросом у покупателей?

- Это всегда рыба, это всегда сыры. Также это всегда ягоды, особенно для кондитеров. Есть ещё десерт моти, он у нас есть уже около года, и спрос на него идёт хороший. Не стоит забывать и про мраморную говядину – покупают её всегда, но может варьироваться количество. Хорошим спросом пользуются рыбные полуфабрикаты. И конечно же, круглый год продаётся икра.

- А есть ли такая ниша, в которой вы бы не рекомендовали открывать своё дело начинающим предпринимателям?

- Вопрос сложный, и я сам спрашивал себя: «Чем можно начать заниматься?» И если говорить, чего бы я сейчас точно не стал открывать, то это, близкие к моей сфере, какие-нибудь магазины с дешёвыми морепродуктами или бюджетным мясом. То есть я точно бы не стал работать в сферах, где присутствует жёсткий демпинг, где у товара или услуги подразумевается низкая цена, ведь всегда найдётся тот, кто поставит у себя цену ниже, чем у тебя. Плюс не вкладывался в любую историю с низкой маржой, ведь должна же быть какая-то прибыль, которую можно пустить в развитие маркетинга или сервиса. 

Тут главное — наработать свою клиентскую базу. Когда наш магазин только открылся, я не стал занижать цены на свои товары и оставил на достаточно высоком уровне. Плюс также развивал сервис, общался с клиентами, и аудитория сама образовалась вокруг меня. Изначально я себе рамок не ставил и не собирался работать только с аудиторией, у которой есть деньги, но именно люди из этой категории, которых устраивает качество и цена товара, сами пришли и остались. А те, кто хотел что-то подешевле, ушли к конкурентам.  По своим наблюдениям, из той же сферы морепродуктов в городе, из тех моих конкурентов, кто ронял демпинг и опускал цены, выжили далеко не все. Поэтому уронить цену — это не всегда хороший выход.

- Есть ли сейчас в городе незанятая ниша, которую вы рекомендовали бы занять начинающим предпринимателям?

- Тут важно понимать сумму, от которых мы отталкиваемся. Потому что я могу быть начинающим предпринимателем, имея 100 тысяч рублей, и могу быть начинающим предпринимателем, имея 10 миллионов рублей. К примеру, недавно я искал в аренду на несколько дней «Лендкрузер 200» или «Лексус 570». И ни одного не нашёл. В городе они есть, но все были забронированы, 12 тысяч стоит день брони. Чем не ниша? Или почему не организовать какую-нибудь курьерскую службу? В городе всё сейчас работает под такси и при заказе непонятно: приедут или не приедут. Или почему бы не начать заниматься сыром, как говорили раньше? Или вот автомойки. Ниша вроде по конкуренции очень высокая, но хороший сервис есть не везде. Например, я допоздна работаю и пригнать машину на автомойку не могу. В городе есть всего одна мойка, работники, который могут угнать твою машину на процедуры, а затем пригнать её тебе, уже чистую обратно. И то, происходит это по особой договорённости. Это же элементарный сервис, ведь можно же открыть ещё одну такую, и раскачать её, вложившись в маркетинг. В целом же, всё зависит от стартового капитала. 

- За всё время работы вашего бизнеса вам приходилось обращаться за помощью к государству?

- Ни разу. Где-то я раньше не знал про такие возможности, где-то было слишком много заморочек, и всегда я справлялся своими силами. Но если смотреть в будущее, то почему бы не воспользоваться некоторыми моментами. Уже есть кое-какие мысли, направленные в эту сторону.

- Какой аспект играет ключевую роль в успехе бизнеса: удача, ум или инстинкты?

- Ну, удача – это же какая-то возможность, которую нужно уметь разглядеть. И тут большую роль играет предприимчивость и багаж знаний, который позволяет тебе видеть возможности там, где их не видят остальные

- Под конец, что можете посоветовать начинающим предпринимателям?

- Тем, кто планирует свой путь в предпринимательстве, нужно обучиться продажам, потому что продавать надо везде. Нужно уметь продавать себя как сотрудника, как работодателя. И лучше сделать это в какой-нибудь фирме, где можно жадно впитывать информацию и применять её на практике.

 Также нужно искать себе наставников. Это можно делать и в нашем городе. Находить, общаться и перенимать опыт у толковых руководителей. И, конечно, искать себе нишу и доводить некоторые аспекты работы до ума.

- То есть, сначала лучше «поработать на дядю», а потом открывать своё дело?

- Сто процентов. Мне это дало много опыта. В своё время у меня был руководитель отдела продаж, очень требовательный товарищ, многие его не любили, но мне интересно было, почему и как он себя ведёт, и я за ним наблюдал. Если хочешь научиться продавать, устройся туда, где есть человек, который делает это лучше тебя.

Читайте также