После 2022 года положение экономики России в разных сферах кардинально изменилось. Исключением не стал и рынок автомобилей. В Чите 26 июля прошёл круглый стол, организованный Чита.ру, на котором представители таможни, краевой администрации и компании Like Avto обсудили состоянии рынка импортных автомобилей в России. Вот основные тезисы, которые удалось установить в ходе беседы.
- Импортные автомобили попадают в Россию 6 путями
- порт Владивостока;
- порт в Уссурийске;
- порт в Благовещенске;
- по железной дороге России и Белоруссии;
- через Киргизию;
- МАПП Забайкальск.
В основном все машины идут через Владивосток, так как налаженная вся необходимая инфраструктура и город приспособлен для большого количества перевозок через границу.
Все остальные пути страдают от нехватки этой самой инфраструктуры. В большинстве своём предприниматели не хотят поставлять свой товар через них, так как пути это протоптаны не так сильно, и алгоритм их использования не такой гладкий как в столице Приморского края, и выйти это может просто дороже.
- После февраля 2022 года, когда после России ввели санкции, спрос на машины китайского производства вырос
Но на Дальнем Востоке и в Забайкалье предпочтение пока отдают более проверенным автомобилям известных марок из Японии и Кореи. В основном все китайские машины отправляются на запад России.
- У Забайкалья есть шанс стать крупным логистическим центром в плане импорта автомобилей
В плане логистики доставлять машины из Китая в Россию через Забайкалье очень удобно для местных компаний, таких как, например Like Avto, потому что, это позволяет лучше контролировать процессы и качество самой доставки в страну и дальнейшей продажи машин по регионам. Для самих китайцев не играет роли, в плане денег, куда доставить груз с завода: во Владивосток или в Читу. Суммы выходят равные.
Также, если везти машины через Забайкальский край, то экономия для Российской стороны должна составить около 50 тысяч рублей.
Осуществить подобное пока нельзя:
- Не хватает квалифицированных инспекторов на Читинской таможне;
- Нет места, где хранить большое количество автомобилей;
- Не хватает опытных брокеров
По словам совладельца и руководителя компании и бренда LikeAvto Никиты Шелехова, если всё вышеперечисленное получится осуществить, то из Читы можно будет сделать второй автомобильный Владивосток.
- В Чите открыли лабораторию по исследованию импортных автомобилей и подтверждения стандартов качества
Благодаря лаборатории импортные автомобили для использования в России можно будет сразу оформлять в Чите.
- Ситуация с импортными запчастями в Забайкалье
После ввода санкций около 35% автомобильных запчастей для японских машин стало завозить сложнее. Теперь запчасти приходится закупать не напрямую в Японии, а брать их у перекупщиков из других стран.
Цены на запчасти, которые приходится покупать у перекупщиков, выросли, но цены на товар, который всё ещё можно покупать прямо у японцев, снизились.
С 2022 года цены на запчасти росли в основном из-за скачков курса рубля и доллара, а также из-за сложностей в логистике внутри России.
- Запчасти к китайским автомобилям
Китайский автопром полноценно пришёл на российский рынок совсем недавно, и потому встал вопрос о том, где брать запчасти к поднебесным автомобилям? Японские и корейские в России покупают уже давно и дефицита в них, пока не ощущается, хотя цены и выросли. Детали же из Поднебесной пока ещё не вощли в такой широкий обиход.
Китайские запчасти будут поступать при появлении спроса, по потребностям покупателей.
Стоит уточнить, что из-за санкций и некоторых внутренних причин власти Китая запретили физическим лицам вывозить из страны некоторые категории товара, в том числе и запчасти. Но эта проблема не касается коммерческих компаний.
- Импорт и обслуживание европейских машин
Автомобили, как запчасти к ним, закупаются в основном в Китае.
- Реконструкция пункта МАПП Забайкальск
По словам замминистра планирования и развития Забайкалья Марины Степановой, после реконструкции через пункт пропуска будет большее количество импортных автомобилей.
По словам представителя таможни, процедура принятия импортных автомобилей уже отработана, в последней раз фура с машинами хоть и используется не так часто
- Отношения с Китаем
По словам экономиста Станислава Красноярского, проблемы с Китаем будут. Вопрос не в курсе валют, вопрос в цене. Экспорт Китая в США — 35%, а у России 2-3%. Кто для них интереснее? Да, для нас это более высокий уровень торговли, а для Китая — пшик.
Таким образом, можно сказать, что перспективы в развитии имеются, хоть они и сильно осложнены политэкономической обстановкой в мире. Тем не менее основную роль на рынке играется вопрос цены. И станет ли Чита «Вторым Владивостоком» будет зависеть от того, захотят ли крупные компании и Российское государство вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.
Фото на превью: Даниил Батеев\ИА ZabNews
Зампред правительства России Виталий Савельев назвал погранпереходы в Забайкалье в числе приоритетных.